Учебно методический комплекс для студентов по МДК 03.01
Теоретические основы организации обучения
в разных возрастных группах
Исаченко Светлана Ивановна,
Санкт-Петербургское ГБПОУ
«Педагогический колледж №8»
Санкт-Петербургское ГБПОУ
«Педагогический колледж №8»
Основной профессиональной образовательной программы
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения ПМ 3, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 , утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 2014.
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (МДК) входит в ПМ 03. по специальности 44.02.01 в соответствии с ФГОС СПО
Учебно-методический комплекс по МДК
Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
адресован студентам очной формы обучения.
УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной, итоговой аттестации - ДЗ (дифференцированный зачет).
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов | стр. |
1. Введение | 5 |
2. Образовательный маршрут | 8 |
3. Содержание курса: Тема 1.1. Основы организации обучения дошкольников Тема 1.2. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста; Тема 1.3. Особенности образовательной деятельности в ДО; Тема 1.4. Теоретические и методические основы обучения детей дошкольного возраста; Тема 1.5. Особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах; Тема 1.6. Приемы работы с одаренными детьми; Тема 1.7. Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; Тема 1.8. Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе ДО; Тема 1.9. Педагогическая диагностика в ДО; Тема 1.10. Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста к школе; Тема 1.11. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка; Тема 1.12. Виды документации, требования к оформлению; |
9 |
4. Контроль и оценка результатов освоения курса | 12 |
5 Глоссарий | 16 |
6. Информационное обеспечение курса | 19 |
Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по МДК
Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
является частью профессионального модуля 03.
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
создан Вам в помощь для работы на учебных лекциях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по курсу.
УМК по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем курса, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации – ДЗ (дифференцированный зачет).
Приступая к изучению МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на лекциях.
Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК, приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: аннотирование, реферирование, составление тезисов, защита докладов, сообщений, презентаций, разработка конспектов ОД, составление картотеки ОД с детьми дошкольного возраста и др.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
По итогам изучения МДК проводится промежуточный вид контроля в виде зачета, итоговый, дифференцированный зачет и экзамен в форме практико-ориентированных заданий.
Дифзачет - в зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические работы, самостоятельные работы, точки рубежного контроля и выполнение итогового контрольного теста.
Экзамен: Экзамен сдается в форме практико-ориентированных заданий в конце завершения изучения ПМ 3.
В результате освоения МДК Вы должны уметь:
- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия (ОД) и с учетом особенностей возраста;
- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника
- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия
- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях ;
- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с
- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
В результате освоения МДК Вы должны знать:
- основы организации обучения дошкольников;
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- структуру и содержание примерных программ дошкольного образования;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
- приемы работы с одаренными детьми;
- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
- диагностические методики для определения развития дошкольников;
- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на
- виды документации, требования к ее оформлению;
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК | Результат, который Вы должны получить после изучения содержания МДК |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля 03.
Организация занятий по основным общеобразовательным программа
дошкольного образования
В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено содержание МДК 03.01.
Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
.
Название ПК | Результат, который Вы должны получить после изучения содержания МДК |
ПК 3.1. | Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 3.2. | Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 3.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. |
ПК 3.4. | Анализировать занятия. |
ПК 3.5. | Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий |
Внимание! Если в ходе изучения МДК у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику консультаций.
В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий или тесно организовать работу по электронной почте.
Образовательный маршрут по МДК
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи |
Количество |
Практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа | 5 |
Точки рубежного контроля | 6 |
Итоговая аттестация | ДЗ и э |
Желаем Вам удачи!
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Тема 1.1. Основы организации обучения дошкольников
Тема 1.2. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
Тема 1.3. Особенности образовательной деятельности в ДО;
Тема 1.4. Теоретические и методические основы обучения детей на занятиях;
Тема 1.5. Особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
Тема 1.6. Приемы работы с одаренными детьми;
Тема 1.7. Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
Тема 1.8. Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе ДО;
Тема 1.9. Педагогическая диагностика в ДО;
Тема 1.10. Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста к школе;
Тема 1.11. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
Тема 1.12. Виды документации, требования к оформлению;
Основные понятия и термины по темам: Обучение, образование, методы обучения, образовательная деятельность и пр. (См.глоссарий.)
План изучения темы:
1.Обучение как способ вхождения ребенка в культуру. Становление теории обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики.
Сущность и структура процесса обучения в ДО. Задачи обучения ребенка дошкольного возраста.
Принципы обучения детей в образовательном процессе ДО. Специфика применения методов обучения в ДО. Зависимость выбора методов обучения от образовательных задач.
2. Становление основ познавательной деятельности дошкольников.
3. ФГОС ДО. Примерные ОП ДО.
4. Принципы обучения детей в образовательном процессе ДО. Занятие как форма обучения в ДО. Многообразие форм образовательной деятельности. Дидактическая позиция воспитателя.
5. Связь обучения с разными видами детской деятельности.
6. Особенности развития одаренных детей.
7. Инклюзивное обучение.
8. Возможности использования аудиовизуальных средств в образовательной деятельности дошкольников.
9. Педагогическая диагностика как инструмент познания ребенка дошкольного возраста.
10.Подготовка к школе как направление образовательного процесса в старших группах.
11. Психолого-педагогические рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка.
12. Виды документации. Требования к ведению в соответствии с ФГОС ДО.
Практические занятия
- Анализ методов обучения детей дошкольного возраста и форм организации детей дошкольного возраста в ОД и вне ее.
- Педагогические технологии развития ребенка как субъекта познавательной деятельности. Разработка таблицы современных образовательных педагогических технологий.
- Образовательная деятельность, ее содержание в примерных образовательных программах по дошкольному образованию. Анализ примерных ОП ДО.
- Конструирование проблемно-игровых ситуаций. Разработка конспектов и сценариев.
- Основы обучения одаренных детей. Выбор тестовых заданий для одаренных детей.
- Диагностические методики развития дошкольников. Педагогические условия подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
- Анализ психолого-педагогических характеристик.
- Разработка документации образовательной деятельности в свете ФГОС ДО.
Задания для самостоятельного выполнения
- Аннотирование
- Реферирование
- Конспектирование. Тезисное изложение информационных источников.
- Разработка и защита презентаций.
- Написание докладов, сообщений.
- Разработка конспектов ОД, проблемных и образовательных ситуаций, сценариев проектов и экскурсий.
Форма контроля самостоятельной работы:
- Анализ и оценка конспектов ОД, проблемных и образовательных ситуаций, таблиц, защита рефератов, докладов, презентаций.
- Анализ и оценка наполнения портфолио.
Вопросы для самоконтроля по теме:
- Теоретические вопросы.
- Тестовые задания.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК.
Текущий контроль
Перечень точек рубежного контроля |
Охват тем |
Форма контроля |
Раздел1. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах . Тема 1 основы организации обучения дошкольников; Тема 2. особенности образовательной деятельности в ДО Тема 3 теоретические и методические основы обучения детей на занятиях; Тема 4 педагогическая диагностика в ДО; Тема5 требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста к школе; Тема 6.виды документации, требования к ее оформлению; |
С 1 по 6 | - оценка по текущему контролю по выписке из журнала оценок, - анализ и оценка портфолио. |
Итоговый контроль по МДК проводится в форме ДФ - написание итогового контрольного теста.
Вопросы для повторения:
- Обучение как способ вхождения ребенка в культуру. Раскройте содержание понятий «обучение» и «инкультурация».
- ОПДО – основной документ, определяющий организацию процесса обучения в ДО. Отметьте в образовательных программах: содержание, формы, методы и приемы организации процесса обучения. (На выбор студента, используя схемы или таблицы). Раскройте их отличия.
- ФГОС ДО к структуре ОПДО. Проанализируйте образовательную деятельность в ДО в свете требований ФГОС.
- Раскройте своеобразие обучения детей дошкольного возраста. Определите сущность и структуру процесса обучения в ДО.
- Раскройте понятия «дошкольная дидактика», задачи обучения дошкольников, основные функции обучения дошкольников.
- Сформулируйте основные принципы обучения детей дошкольного возраста.
- Раскройте содержание понятия «метод обучения». По каким основаниям классифицируют методы обучения. Какие классификации методов Вы знаете. Назовите. Специфика применения в ДО. (На примере одной группы методов, проиллюстрируйте применение в образовательной деятельности ДО).
- Требования к выбору методов обучения детей дошкольного возраста. Сформулируйте зависимость выбора методов обучения от образовательных задач.
- Приемы обучения дошкольников. Приведите примеры использования различных приемов обучения дошкольников в образовательной деятельности ДО. Охарактеризуйте специфику применения их в разных возрастных группах.
- Средства обучения дошкольников. Классификация средств обучения: предметно-пространственная среда; демонстрационные и раздаточные материалы; визуальные, аудиовизуальные средства; учебно-методические комплексы; компьютеры, интерактивные доски, разнообразные виды моделей; информационные источники и т.д. Выберите одно из средств обучения и охарактеризуйте специфику применения в разных возрастных группах.
- Назовите формы обучения дошкольников в ДО. Занятие как форма обучения дошкольников. Раскройте многообразие форм организации занятий.
- Охарактеризуйте особенности занятия как формы обучения детей дошкольного возраста. Сформулируйте требования к максимальной нагрузке на ребенка в организованных формах обучения. (по СанПин).
- Назовите структуру занятий и раскройте классификацию занятий.
- Раскройте специфику организации и проведения занятий в разных возрастных группах.
- Определите связь обучения на занятиях с разными видами детской деятельности. Раскройте интегративный характер обучения. Проанализируйте один из представленных конспектов занятия (ОД) с детьми.
- Образовательная ситуация как форма обучения дошкольников. Приемы организации образовательных ситуаций. Разработайте примерный сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста.
- Раскройте сущность педагогических технологий в обучении дошкольников. Приведите примеры инновационных форм обучения дошкольников. Какова их роль в современных подходах к обучению дошкольников.
- Проблемное обучение. Его задачи и сущность. Охарактеризуйте отличия проблемного обучения от традиционного.
- Назовите теории обучения. Раскройте теорию поэтапного формирования умственных действий у детей.
- Раскройте концепцию развивающего обучения дошкольников (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко). Как Вы понимаете - развивающий характер обучения в образовательном процессе ДО и проблемы соотношения обучения и развития: развитие самостоятельности, активности и творчества дошкольников в процессе обучения.
- Контроль в обучении дошкольников. Определите необходимость и значение использования педагогической оценки для эффективности процесса обучения в ДО.
- Педагогическая диагностика, место и роль в образовательном процессе ДО. Требования к проведению. Приведите примеры педагогической диагностики в ДО.
23. Дайте характеристику познавательной компетентности ребенка дошкольного возраста. Раскройте современные подходы к обучению одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении.
24. Включение ИКТ программ в процесс обучения в группах детей дошкольного возраста.
25. Педагогические и гигиенические требования использования ИКТ в ДО.
ГЛОССАРИЙ
ОБУЧЕНИЕ - | Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности. |
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ - |
Целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений и воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, в определенных формах его организации, с использованием специальных методов и приемов. |
ОБРАЗОВАНИЕ - | Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - | Активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - | Целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности - образование человека. |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - | Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника. |
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - | Модель обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Цель такого обучения - развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка. |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - | Обучение, целью которого является развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других. Основной показатель эффективности индивидуально-ориентированного обучения - уровень интеллектуального развития детей: развития наглядно-образного, интуитивного мышления, предпосылок логического мышления. |
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - | Дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и методом обучения, порядком его осуществления. |
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - | Упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - | Целенаправленное педагогическое воздействие на группы обучающихся, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - | Психолого-педагогический принцип осуществления педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, в значительной мере влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Состоит в использовании педагогом различных форм и методов воздействия для достижения оптимальных результатов воспитательного процесса и процесса обучения по отношению к каждому ребенку. |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - | Обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое. |
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА - | Игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками. В компьютерных играх для дошкольников выделяются три вида задач: игровая; дидактическая; задача управления компьютером. |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МДК.
Основные источники:
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
2. «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049 -13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года № 26 г. Москва.
3. Алешина Н.В. Дневник воспитателя группы. - М., УЦ «Перспектива», 2014.
4. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., «Владос», 2013.
5. Белошистая А.В. Мир вокруг тебя: для занятий с детьми 5-7 лет. - М., «Владос», 2013.
6. Гладышева Н. Н. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Учитель, 2016.
7. Голицына Н.С. Рабочий журнал воспитателя ДОУ. - М, «Скрипторий 2003», 2014.
8. Голицына Н.С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. - М., «Скрипторий 2003», 2011.
9. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. - М., «Скрипторий 2003», 2013.
10. Голицына Н.С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Деятельность в режиме дня. - М., «Скрипторий 2003», 2014.
11. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов. Учитель, 2016.
12. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей. - М., «Владос», 2013.
13. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Науч.ред. А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. - СПБ., «Детство-пресс», 2011.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. -СПБ., «Питер», 2013.
15. Кудрявцева Е. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды как основной механизм реализации ФГОС ДО. Учитель, 2016.
16. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа. Учитель, 2012.
17. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.,«Мозаика-Синтез», 2014.
18. Маврина Л., Васильева И. Подготовка ребенка к школе. – М., «Стрекоза», 2011.
19. Небыкова О.Н. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Учитель, 2016.
20. Никитина Т. В. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сентябрь-ноябрь. Вторая младшая группа. Учитель, 2016.
21. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детсада / Науч.рук. Е.В.Соловьева. - М., «Просвещение», 2015.
22. Мониторинг в детском саду. Научно-метод. пособие / Науч.ред. А.Г. Гогберидзе. - СПБ., «Детство-пресс», 2011.
23. Растим самых маленьких. Советы маме - воспитателю детского сада.- М., Школьная пресса», 2011.
24. Сопова Е.А. Диагностический журнал. Младшая группа (3-4 года). Учитель, 2016.
25. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. - М., «Школьная пресса», 2012
26. Тимофеева Н. В., Зотова Ю. В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий. Учитель, 2014.
27. Александр Черницкий, Виктор Бирюков. Детский сад и подготовка к школе. - М., «Эксмо», 2013.
28. Успех. Примерная образовательная программа дошкольного образования /Науч.ред Асмолова А.Г., рук. авт. колл. Федина Н.В. – М., Просвещение, 2011.
29. Журналы по ДО: «Современный детский сад», «Детский сад от А до Я», «Детский сад: теория и практика», «Справочник педагога-психолога. Детский сад». Электронный журнал «Концепт». ЦИТО (Центр инновационных технологий в образовании), «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», комплект «Образцовый детский сад».
30. Современные детские журналы: «Веселые идейки», «Познайка», «Умняшка», «Шкатулка путешествий».
31. «Интерактивное учебно-методическое пособие «Игротека» «Дети мира» авторы Е. Л. Кудрявцева, У. И. Крюгер, Л. Б. Бубекова, А. Б. Мамбетова, А. А. Тимофеева.
Дополнительная литература:
- Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. - М., «Аркти», 2009.
- Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). - М., «Знание», 1983г. (Нар. ун-т. Пед. фак., № 5).
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. - М., «Дрофа», 2000.
- Буре Р.С., Островская О.Н. Воспитатель и дети. - М., «Просвещение», 2001.
- Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. - С-Пб., «Детство-Пресс», 2002.
- Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.,«Мозаика-Синтез», 2006.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в дошкольном возрасте. - М.,«Мозаика-Синтез», 2009.
- Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. - М., «Педагогическое общество России», 2007.
- Дыбина О.В.Ребенок и окружающий мир. - М.,«Мозаика-Синтез», 2005.
- Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М., «Сфера», 2005.
- Запорожец А.В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человека. / «Дошкольное воспитание», № 9, 2005.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.,«Мозаика-Синтез», 2005.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., «Академия», 2009.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М. «Просвещение», 1988.
- Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в ДОУ. - М., «Академия», 2008 .
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., 2002
- Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: Издание 4-е исправленное и дополненное. - М., «Мозайка-Синтез»,2007.
- Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. - М., «Центр педагогического образования», 2008.
- Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н. и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е.А. - М., 1998.
- Усова А.П. Обучение дошкольников. - М., «Просвещение», 1989.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы /Под ред. В.В. Гербовой. - М., «Просвещение», 1988.
Интернет-ресурсы:
- Российское образование Федеральный портал http://www.edu.ru/.
- Каталог лучшей учебной литературы http://st-books.ru/.
- Издательский дом «1 Сентября» http://1september.ru/.
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/.
- Педагогическая библиотека. http://www.pedlib.ru/.
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/category_9.html.
- Информационный образовательный портал http://www.openclass.ru/node/22067.
- Едина