Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Орфографическая зоркость младших школьников.
Пути ее формирования

Жильцова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы №645
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».
Дистервег А.
 
          Формирование орфографической зоркости является одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников. Ведь от того, насколько будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе, будет зависеть дальнейшее обучение ребенка.
          Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
          Надо признать, что орфографическая грамотность школьников не достигает достаточно высокого уровня. Безусловно, это тревожит и учителей, и родителей. Поэтому, педагоги используют на уроках уже проверенные временем методы и продолжают находить новые и эффективные пути в организации учебного процесса для решения данной проблемы.
          Каковы же причины недостаточно высокой орфографической грамотности школьников? Во-первых, к сожалению, понизился читательский интерес. Высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили книгу, а ведь известно, что именно книга, ее чтение расширяет не только кругозор и обогащает словарный запас, несомненно, влияет на грамотность человека. Вторая причина – это неумение видеть орфограммы в словах. И еще, о чем нужно сказать, методика обучения орфографии не совсем совершенна, в учебниках по русскому языку недостаточно упражнений, направленных на обнаружение орфограмм, нет занимательных материалов.
          На что необходимо обратить особое внимание при формировании орфографической зоркости? Прежде всего, научить младшего школьника видеть «опасное место», это является базовым орфографическим умением. Я часто употребляю на уроках именно этот термин. Что такое «опасное место»? Это и есть орфограмма, то есть написание, которое требует проверки. Ошибки принято классифицировать на собственно-орфографические, например, неправильное написание значащей части слова; фонетико-орфографические, например, ошибки, связанные с неправильным произношением согласных и гласных звуков; грамматико-орфографические, например, неправильное употребление формы именительного падежа множественного числа.
          Наша задача формировать умение у ребят оценивать каждый звук в слове, различать, какой находится в сильной позиции, а какой звук – в слабой; то есть учитель должен научить ребенка обнаруживать орфограмму, определять тип орфограммы, применять правило и осуществлять орфографический самоконтроль. Учителю необходимо строить свою работу, основываясь на факторах усвоения орфограмм, их несколько: зрительный фактор (запоминание непроверяемых орфограмм); слуховой (умение внимательно слушать и слышать); рукодвигательный (система упражнений); артикуляционный (многократное проговаривание).
          Практика показывает, чтобы добиться грамотного письма, необходимы орфографические упражнения, разные виды заданий. Перечислим основные:
  • чистописание;
  • письмо с пропусками;
  • списывание;
  • диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные и др.);
  • орфографический разбор;
  • орфографическое чтение (чтение правил, специально подобранных текстов, слов, словосочетаний);
  • письмо по памяти;
  • комментированное письмо;
  • исправление текста с ошибками.
Все эти виды работ развивают зрительную и слуховую память, мышление, внимание, навыки чтения, говорения и письма, достигается высокий уровень самоконтроля. Как показывает опыт, при целенаправленной и систематической работе все перечисленные приемы дают хорошие результаты.
          Эффективным методом являются схемы, таблицы, перфокарты, карточки-орфограммы. Известно, что наглядные средства развивают наблюдательность, формируют процесс запоминания, даже самых трудных понятий. Кроме этого, эффективны упражнения на развитие фонематического слуха и орфографической зоркости такие, как: «Назови предметы на звук [к]» ([т], [с] и т. д.), «Соотнеси звуковую схему со словом», «Составь слово из букв», «Составь слово из слогов», «Добавь звук, чтобы получилось другое слово», «Какая орфограмма?» (учитель читает слова, ученики определяют орфограммы), «Запомни картинку» (учитель показывает ряд предметных картинок и дает задание запомнить, например, только те, где есть буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу), «Сколько слов?» (учитель дает задание, сосчитать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на определенный звук), «Допиши слово», «Найди лишнее слово», «Составь из слов предложение». Интересными для ребят являются игровые упражнения с мячом, например, игра «Кто больше?» (дети поочередно ловят мяч, одновременно выполняя задание, например, называют слова с разделительным мягким знаком). Очень любят школьники кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, - эти занимательные упражнения также являются действенными в решении данной проблемы.
          Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками, причем важно, когда ребенок сам может найти ошибку, исправить и объяснить.
       Формирование орфографической зоркости – процесс длительный, постепенный. И, чтобы повысить уровень грамотности младших школьников, необходимо систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы. Вся эта работа помогает умственно развить детей, способствует развитию памяти, наблюдательности, зоркости, что в итоге окажет положительное влияние на грамотное письмо и приведет к снижению орфографических ошибок, а также повысит интерес к русскому языку как учебной дисциплине.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»