Развитие мотива успешности
через индивидуализацию обучения
Романова Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
ГОУ СОШ №172
Калининского района Санкт-Петербурга
В 2010-2011учебном году мною была выбрана методическая тема:
«Развитие мотива успешности через индивидуализации обучения». Основной целью настоящей работы является рассмотрение механизма формирования интереса к обучению у младших школьников. В соответствии с этой целью в ходе работы я установила, что основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно- образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к
ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов
его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает,
личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим
авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать
высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения,
неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные
методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление,
поэтапное формирование умственных действий, опережающее
консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной
деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами
новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая
учебная нагрузка.
Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к
которому прибегают многие опытные педагоги.
Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет
большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но
результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом
всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных
привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже
укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых
дней их пребывания в школе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи,
то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов, в благородном деле
формирование личности человека.
Поэтому учителю в обязательном порядке необходимо знать причины
неуспеваемости младших школьников, индивидуальные особенности этих
детей, а также учитель должен знать как организовывать свою работу с детьми,
имеющими индивидуальные особенности, чтобы процесс обучения и
воспитания был более эффективен.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В работе с детьми нашего класса мы используем здоровьесберегающие технологий всех трех групп; технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса мы начали с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эту работу мы проводим в начале каждого учебного года.
Далее, на что мы обратили внимание - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании мы учитываем сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков мы использовали ранговую шкалу трудности предметов (по В.И. Агаркову)
Учебные предметы мы распределяем по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяем по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планировали как облегчённый день. При этом пользовались «Гигиенически рациональными характеристиками школьного расписания»
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.
При подготовке любого урока оценивали качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. Анализ полученной информации давал нам возможность увидеть проблемные области в применении здоровьесберегающих технологий на уроках и конкретные направления повышения квалификации по проблеме охраны здоровья школьников.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения мы проводили физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Физкультминутки мы проводили, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей.
В состав упражнений для физкультминуток кроме общеразвивающих включали: упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета»; релаксационные упражнения для мимики лица; упражнения, направленные на выработку рационального дыхания; упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Одним из важнейших аспектов здоровьесбережения на уроке в начальной школе - благоприятный психологический климат. С одной стороны, так решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое лирическое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Методическая тема была апробирована и продемонстрирована на открытом уроке окружающего мира в 3 «б» классе. По итогам методической темы были собраны папки:
- Теоретическая часть
- Работа со слабоуспевающими учащимися
- В помощь учителю
- Диагностика
В завершение методической темы анализировался собранный и наработанный материал (анкетирование, диагностика), подведены итоги, разработаны уроки и написана практическая часть).