Конспект урока правовых знаний
Права ребёнка – это ваши права!
Ломанова Зинаида Павловна,
классный руководитель 4В класса
Цель:
· Познакомить учащихся с правами детей, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка;
· Показать многообразие детской литературы, посвящённой правам детей;
· Воспитывать бережное и внимательное отношение друг к другу;
· Развивать память, речь, мышление.
Дорогие ребята! Вот вы и 4 классе. Родители доверяют, вам у вас появилось больше свободы: кто-то уже самостоятельно ходит в школу, в магазин..
Но свобода предполагает наличие определённой ответственности и дополнительных знаний, которые пригодятся вам в течение жизни.
Мы совершим путешествие в мир взрослых людей и узнаем, что не только у взрослых, но и у детей есть…
П + РА + ВИ + ЛО – ИЛ = ПРАВО.
Подумайте, а какие права есть у вас? Продолжите фразу: «Я имею право…» или: «У меня есть право…» (жизнь, мнение, мед. помощь, воспитание, обучение, уважение, заботу…)
Когда ваших ровесников спросили: «О каких правах детей вам известно?» они дали такие ответы:
Катя П. : Я имею право ходить в школу. Читать, рисовать, получать пятёрки, могу ходить в театры и музеи. Если я заболею, я могу вызвать врача на дом или поехать в поликлинику, полечиться в больнице или же поехать в санаторий.
Женя П. : Наше государство даёт нам право быть гражданином своей страны, быть свободным, ходить в школу и учиться бесплатно; иметь собственное мнение – говорить то, что думаю, верить или не верить в Бога.
Степан Л. : Я имею право на бесплатное лечение. Имею право в свободное от уроков время поиграть, заняться спортом; играть на флейте, рисовать, читать интересные книги… (Из книги «Права ребёнка – это ваши права.» Для детей 7-10 лет с.36-38 Изд-во «Папирус» СПб, 1999г.)
С какими правами, названными ребятами вы согласны?
Чтобы выяснить, а действительное ли есть у вас все эти права, нужно ознакомиться с двумя очень важными документами.
Вспомните, как называется основной (главный) закон страны. (Конституция. 12 декабря 1993г.)
Хочу познакомить вас с ещё одним очень важным документом:
«Конвенция о правах ребёнка». Её многие называют «Мировой Конституцией ребёнка». Конвенцию о пр.р. подписали представители 61-ой страны (26.01.90г.) Подписав Конвенцию наша страна взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права. Поэтому каждому ребёнку следует знать об этой Конвенции как можно больше.
А помогут нам в этом вот эти книги: выставка книг серии «Детям о праве» Павла Астахова. Знакомство с серией книг (изд. ЭКСМО Москва 2009):
- Я и семья.
- Я и магазин.
- Я и улица.
- Я и государство.
- Я и отдых.
Так что же такое «Право»?
Что означает это слово?
Выберите наиболее понравившейся ответ (примеры из книги «Права ребёнка – это ваши права» с. 26)
Право – это то, что разрешено человеку обществом и государством.
Игра «Право – есть. Права – нет.»
Кивните головой в знак согласия так…, а если не согласны так…
· Бесплатно учиться в школе
· Унижать, обижать детей
· Отдыхать
· Без разрешения брать чужие вещи
· Получать бесплатную помощь врачей
· Ударить человека
· Выражать своё мнение
· Издеваться над животными
· Портить школьное имущество
· И т.п.
Какое право часто нарушается вами? Подумайте!
В Конституции сказано: «Каждый имеет право на личную неприкосновенность».
Нельзя ни к кому прикасаться без разрешения. Причём не важно, как ты собираешься коснуться: кулаком или просто так погладить по голове. Всё равно без разрешения не надо!
К кому можно обратиться за помощью, если с вами поступают несправедливо?
Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школе есть социальные педагоги.
Разобраться в волнующих школьника проблемах, например, если он считает, что с ним поступают, несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.
Путешествие по страницам Конвенции будет продолжено.
А пока помните: (можно прочитать хором слова на доске)
Все дети пользуются равными правами
«независимо от расы, цвета кожи,
пола, языка, религии,
национального происхождения,
имущественного положения, состояния здоровья».
(Статья 2)
А теперь давайте порисуем.
Выберите тему «Школа моей мечты» или «Школа моих кошмаров».
Подумайте: могут ли в школе вашей мечты нарушаться права ребёнка.
По желанию: показ и комментарий к своему рисунку.
Выставка рисунков «Школа моей мечты».