Развитие творческого потенциала младшего школьника
с помощью метода проекта
Ефимова Ирина Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №284
Кировского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность – один из актуальных на сегодня видов деятельности младших школьников, который хорошо работает на реализацию ФГОС НОО. Про теоретическую часть проектов (виды, типы, формы, методы и т.д.) сказано и написано очень много, а мне бы хотелось обобщить собственный опыт (и опыт моих коллег, учителей гимназии№284) и поделиться им с другими.
Я расскажу об одном из проектов нашей гимназии: об издании школьного сборника произведений обучающихся начальной школы.
Возникновение идеи проекта
Одной из причин обращения к подобному проекту была следующая. По результатам исследования психолога нашей гимназии, многие дети, поступающие в 1 класс, хорошо развиты интеллектуально, а эмоционально – эстетическая сфера и воображение развиты недостаточно, в дальнейшем это приводит к нежеланию читать художественную литературу. Мы попытались решить данную проблему, в том числе, с помощью данного проекта.
Т.о. цельданного долгосрочного проекта- формирование интереса к самостоятельному чтению и пониманию других людей через обучение созданию своего художественного текста. Это помогает ребенку осознать себя не только в роли писателя, но и в качестве наследника культуры. Уважая свой труд, ребенок проникается уважением к труду других авторов.
Теоретической базой (и отправной точкой) нашего проекта является концепция М. М. Бахтина, согласно которой предмет литературной деятельности – целостное художественное произведение. Центр этого целого – герой, погруженный в поток изображаемых жизненных событий, как бы проживающий свою жизнь изнутри. Автор же и читатель переживают эту жизнь героя эстетически, оформляя ее в художественные образы. Процесс создания автором и воссоздания читателем художественного образа можно понимать как специфический диалог между ними, опосредуемый художественным текстом. Каждое звено взаимодействия «автор – художественный текст - читатель» М. М. Бахтин рассматривает лишь в единстве с двумя другими.
Суть проекта
В процессе реализации проекта (а он реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности) обучающиеся выступают в разных ролях: сначала исследуют, как построено художественное произведение, какие приемы использовал автор, на какие законы опирался, а потом на этой базе дети создают свой собственный творческий продукт.
Итак, сначала погружение в произведение, исследование его (глубина погружения зависит от особенностей класса), и только затем создание своего художественного произведения. Например, после изучения стихотворения М.И. Цветаевой «Мирок» (Из сборника «Вечерний альбом») возможна такая творческая рефлексия:
***Детство – это много – много всего: много красок, звуков, цветов. Это радуга, солнце, облака, дождь, снег, ветер… Это смех, слезы, ссадины, козни братьев, сестер, шлепки и конфеты родителей. Это много простора, много звуков, много друзей и много очень вкусного: мороженого, пончиков, мандаринов, бананов. Детство – это качели, карусели, плавание везде, где есть вода. Детство – это бабушка, мама, папа и коты. Детство – это многозвучие, многовкусие и много чего хотелось бы. Это и школа, и кружки, и стихи, и песни. Детство – это сказочное путешествие во времени, когда тебя все любят и целуют. Детство – это самое лучшее время в жизни. (Анна С., 10 лет)
***
Есть такая страна – Детство.
В ней все, что пожелают дети.
Хочешь куклу – будет кукла!
Захочешь – и машинка будет!
Эту страну не найдешь на карте.
Ты ее представь, и попадешь в нее.
Там есть все - все – все…
А кто придумал свою страну Детство,
Позови меня! (Ника C., 10 лет)
Что помогает осуществлению проекта
Реализации данного проекта помогают наши программы внеурочной деятельности, например, «Петербургская семья» (1 раз в четверть проводятся семейные заседания детей и родителей, на которых дети представляют результаты своей семейной работы по изучению города, интересные работы мы включаем в сборники).
Хорошим помощником является и другая программа внеурочной деятельности - «День с городом», в рамках которой раз в четверть проводятся обязательные выходы на экскурсии с маршрутными листами. Задания этих маршрутных листов требуют от детей большой внимательности и глубокого проникновения (хотя бы на время выполнения задания) в культуру Петербурга, т.е. мы используем такую же методику, как и на уроках: сначала погружение, изучение, а затем создание своего творческого продукта.
Например, по результатам сентябрьской прогулки по Елагину острову и выполнению заданий, рождаются такие сказки:
***
Однажды из зоопарка сбежали два льва. Они долго ходили по городу, и все люди боялись их. Но вот они попали на Елагин остров и спросили зверей, живущих на острове: «Как нам попасть в зоопарк?» Но звери не знали, а медведь предложил им дойти до моря. «Спасибо!» - ответили львы и отправились к морю. Когда они вышли к заливу, то поразились красоте и застыли в удивлении. С тех пор они решили остаться на острове и охранять его. (Наташа С., 8 лет)
Или такие поэтические зарисовки:
Красота летит в вышине
Осенью листья летят на ветру. Небесные тучи хмурятся. У них из носа течет вода. И капает слеза с листиков. Деревья шелестят на ветру. Они хотят, чтобы ветер остался навсегда, и листья кружились. На днях листья стали желтеть, как бананы. А красные листья похожи на мякоть арбуза. Они летят над полями и над горами. Лужи как море стоят на дороге. Птицы улетают на юг.
Заканчивается осень одним и тем же. Все листья опадают, а животные уходят к себе домой.
(Никита Н., 7 лет)
Помогают нам и дополнительные занятия по программе «За страницами учебника литературы», а также творческие работы мы создаем на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Как осуществляется наш проект?
В целом, данный проект реализуется в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся в малых группах (10-15 человек), где используется особая посадка (в круг, квадратом, «елочкой» и т.д.), чтобы дети видели друг друга, что способствует общей доброжелательной атмосфере и поощряет детей говорить, раскрываться, проявлять свою индивидуальность. Ребенок может преображаться, пытаясь представить себя в новой роли, например, капелькой воды или волшебником, у которого волшебная палочка. Т.о. данный проект работает над воспитанием нравственных чувств, поскольку дети учатся понимать и уважать позицию другого.
При работе используются разные виды занятий. Один из важнейших видов работы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, рукавицы, перчатки и варежки, вида за окном и пр.).
Такое наблюдение развивает видение конкретно-чувственного облика мира, помогает подмечать неповторимые признаки предмета или явления, а через них открывать в предмете его возможную внутреннюю жизнь, родственную собственной внутренней жизни.
М. М. Пришвин это свойство назвал «родственным вниманием», он считал, что этим качеством обладают все люди, но не у всех оно хорошо развито.
Первоначально работа проводится в форме коллективного этюда: под руководством учителя класс решает общую творческую задачу. Следующий этап – индивидуальная письменная работа.
И, наконец, завершающий урок – обсуждение детских сочинений, на котором дети снова выступают в разных ролях. Как читатели-критики, они оценивают работу своих одноклассников, а через несколько минут, представляя свой творческий продукт, становятся авторами-художниками и готовы выслушать критику со стороны своих товарищей. Таким образом, дети учатся эмпатии, сопереживанию, а также умению видеть удачи и неудачи и работать над совершенствованием своего произведения.
Так, например, мы работали над созданием письма маме в рамках проекта «Моя любимая мамочка». Учитель на уроке предлагает детям представить, что они выросли, уехали в другой город, очень соскучились по маме и пишут ей письмо. Вместе дети вспоминают все доброе, что мамы делают для своих детей, а затем пишут свои письма:
Дорогая мамочка!
Всегда, когда мы не вместе, я очень скучаю по тебе. Ты мне очень дорога. Ты самая нежная и горячо любимая для меня. Ведь еще когда я была совсем маленькая, ты всегда заботилась обо мне! Только ты тепло меня одевала, боясь, что я могу простудиться. Если я болела, ты меня всегда лечила и волновалась за меня. Иногда ночью ты сидела у моей кровати и гладила меня по голове, а я крепко, спокойно спала.
Я тебя очень люблю.
Твоя Лиза (Лиза К., 9 лет)
Дорогая мамочка!
Я тебя люблю. Ты самая хорошая из мам, которых я видел. Твое сердце так ангельски чисто, и ты так прекрасна душой. Хоть гром, хоть гроза, ты всегда была рядом и была мне помощью во всем.
Еду ты готовила лучше всех, так, что забыть невозможно. Ты лучшая мама на свете, я люблю тебя, милая мама!
Миша (Миша П., 9 лет)
Как мы работаем с нашим проектом
Мы сотрудничаем с издателем: вышло три сборника, готовится к изданию четвёртый. Работы наших детей издаются в абсолютно непериодическом издании «Солнечный заяц», его вариант существует в электронном виде на сайте, постоянно обновляется.
Но написание творческих работ не самоцель, потому как самое главное для нас в данном проекте - помочь детям эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Список литературы
- Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Дом педагогики, 2002.
2. Образовательная программа ФГОС НОО Гимназии №284.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Сборник 1.
- Сборник 2.