Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе
Магер Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №603 Санкт-Петербурга
Важным условием социальной подготовки детей к обучению в школе является формирование нравственно-волевой готовности. Психолого-педагогические исследования показывают, объем нравственных представлений о нормах поведения в коллективе, группе сверстников старшими дошкольниками воспринимается без особых трудностей. Но не всегда ребенок способен согласовать внешние требования с внутренним подчинением своего поведения нравственного поведения. Иногда желание выделиться среди сверстников или угодить старшим преобладает над четкими представлениями о важных социальных нормах.
Какое влияние оказывают словесные методы воспитания на поведение детей в сочетании с одобрением правильных поступков и осуждением неправильных? Как показали результаты исследования, у детей часто проявляются черты социально-нравственного формализма внешнего благополучия, а на самом деле свидетельствует об эгоизме: ребенок знает правило, но не выполняет его. Поэтому, на занятиях ребенка нужно вовлекать в совместную деятельность со сверстниками. В этом случае происходит процесс активного влияния детей друг на друга. Таким образом, педагог, поставив перед коллективом задачи, вызывающие общие переживания, побуждающие к активности, - решает проблему социально-нравственного формализма, воспитывает положительные коллективные взаимоотношения.
На занятиях важно вовлекать в работу каждого, заинтересовать сначала одного, вовлекая остальных. Поставив задачу перед одним ребенком, стараемся заинтересовать всю группу, и, тогда дети будут относиться к тому, что говорит или делает другой, как к своему собственному делу. Словесное одобрение правильных поступков усиливает воспитательный аспект. Например, в ходе работы над групповым проектом, закрепляется опыт совместной деятельности детей. Дети оказывают помощь друг другу, дают советы, чувствуют свою ответственность на каждом этапе проекта. Педагог поощряет доброжелательность, взаимопомощь в их отношениях. В результате получается продукт совместных усилий, стараний, переживаний за общее дело.
Психолог Н.И. Новикова утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать не только формы и способы поведения социального поведения, но и мотивы внутреннего побуждения к нормам социального поведения. С появлением у ребенка такой потребности, моно говорить о его нравственно-волевой готовности к обучению в школе.
Одним из условий возникновения потребности вести себя в соответствии с образом школьника является предъявление воспитанникам правил поведения. Выделим три основных группы правил:
1.Правила общения.
Наиболее значимые: умение смотреть в глаза собеседнику, непосредственно обращать к нему свою связную речь, использовать разнообразные вербальные и невербальные средства (мимика, жесты в культурной речи),внимательно слушать, не перебивая.
2.Правила организованного поведения.
Не менее важным является формирование представлений и навыков организованного поведения с правильной мотивацией правил.
3.Правила нравственного поведения.
Ребенок должен знать, что он - гражданин России, общечеловеческие ценности, активно пользоваться своими правами и добросовестно выполнять обязанности. Хорошо усвоенные детьми знания о моральных нормах выражаются в правильном поведении в семье, в детском саду, в общественных местах. Мотивация выполнения этих правил исходит из чувства коллективной принадлежности, ответственности перед сверстниками и взрослыми, а иногда из дружеской привязанности.
Добиваясь осознанного поведения детей ко всем трем группам правил, необходимо раскрывать их нравственно-социальный смысл. Образность и краткость пословиц, афоризмов и поговорок – это источники эффективного воздействия на сознание ребенка.