Развитие воображения младших школьников в процессе создания интегративных художественных образов
Полякова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 6
Выборгского района Санкт- Петербурга
Давно не секрет, что социально- экономические преобразования в обществе диктуют нам необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Преимущественно творческое воображение, фантазия развиваются на уроках гуманитарного профиля. Особенно, среди них выделяются уроки изобразительно искусства.
Одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка.
Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционным способами.
Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, устанавливая между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др..
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируется от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном» мыслительном процессе).
В учебном процессе, выполнение детьми творческих работ на свободную тему редко бывают успешными. Мало кому из учащихся удаётся осознать и реализовать в этом случае свои творческие устремления. Поэтому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе , встречают серьёзное сопротивление, если дальнейшая работа или учёба требует от них проявления творческих способностей.
Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.
В изобразительной деятельности дети закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Только в процессе рисования ученик определяет и познаёт разнообразные пластические и живописные свойства и качества предмета, и только в связи с задачей изображения развивается и крепнет его способность специфически воспринимать предмет.
Использование интегрированных техник рисования на уроках, благоприятствует развитию способностей фантазировать, открывать и познавать окружающий мир.
Обратим внимание на развитие синтеза и воображения, посредством использования интегрированных возможностей техник рисования. Синтез – соединение, сочетание, сопоставление включённый в акты взаимодействия организма со средой, процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания. Синтез связан неразрывно с анализом, они взаимодополняют друг друга.
Имея возможность сочетать и активно действовать с материалами (карандаши, фломастерами, красками и т. д.), ребята учатся соединять существующие техники.
Развитие синтеза в младшем школьном возрасте, закладывает прочный фундамент для дальнейшего формирования личности.
Применение комбинированных техник рисования, способствует практическому применению навыков синтезирования имеющегося материала для создания художественного образа. Но основная роль в процессе создания образа, принадлежит воображению.
Применение на уроках рисования интегративных возможностей техник, является благоприятным условием для развития творческого воображения. Ведь увлечение, с которым младшие школьники относятся к урокам художественно- пластическому воспитанию: к рисованию, лепке, декоративной работе обусловлено конкретным характером изобразительных образов, возможностью отразить свои жизненные впечатления и чувства, пофантазировать (придумать и реализовать в рисунке, лепке ту или иную ситуацию объект). Важно понимать, что продукт деятельности учащегося ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображением художника. Именно такие качества должен взращивать в своём ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задаёт ли он ему определённую тему творческого задания или же предлагает выбрать её самому. Всё выше сказанное, очередной раз подчёркивает актуальность использование интегративных возможностей техник рисования.