Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Чужие герои

Горшкова Лариса Анатольевна,
воспитатель ГПД, ГБОУ СОШ 377
Санкт-Петербурга

Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон. Я уверена, что имена этих героев  мгновенно вызвали в памяти каждого из вас незабываемые, чудесные воспоминания.

Последние годы я все чаще сталкиваюсь с тем, что имена героев, всеми нами любимые с самого детства, не знакомы многим  младшим школьникам. Про Буратино слышали большинство ребят, а вот кто такие Мальвина, Пьеро, Артемон  знают единицы. В это трудно поверить, но это так. У детей появились свои герои. Вчера это был русский богатырь, герои старых добрых сказок, а сегодня - герои Винкс, Человек Паук, капитан Воробей из фильма «Пираты Карибского моря» и др.,

Книгу заменило  телевидение, мультик, мультипликационная компьютерная игра.

Мощная реклама мультфильмов практически по всем каналам российского телевидения отразилась на предпочтениях современных российских школьников. Результаты проведенных специалистами исследований показали, что современные российские школьники, независимо от возраста, предпочитают смотреть зарубежные мультипликационные фильмы.

Незаметно экраны и сознание наших детей заполонили чужие герои. Не все они учат наших детей быть любящими и добрыми. Во многих иностранных мультфильмах наблюдается, как скрытая, так и явная пропаганда жестокости, агрессии и насилия, откровенное антисоциальное поведение, показываемое как героическое.

Вот вроде бы безобидный мультфильм «Том и Джерри», где показаны большой кот и маленький мышонок, заморский прототит нашего советского кота по имени Леопольд. Но разница в том, что наш родной кот Леопольд приглашал всех вокруг жить мирно и дружно, а вот заграничный кот Том и мышонок Джерри выступают как самые непримиримые враги, которые во всех сериях строят друг другу козни и мутузят друг друга подручными предметами,  делают попытки друг друга убить. Заметим, в реальной жизни даже один из ударов, нанесенных Джерри Тому или наоборот, например, лопаткой по голове, грозит тяжелой травмой и другими серьезными последствиями.

На первый взгляд, все это очень смешно наблюдать. Однако, если задуматься, все что происходит на экране довольно таки больно и очень жестоко, у детей вырабатывается своебразный иммунитет к чужим страданиям, они становятся безжалостными.

Потом «добрые» детишки, играя в песочнице, делают попытки засыпать друг другу глаза песком или лопаткой ударить по голове.

А ведь они совсем не виноваты. Как нужно и можно вести себя с окружающими их друзьями или недругами они почерпнули с экранов. И почему, если вдруг Тому (а он ведь любимый герой вашего ребенка) позволительно издеваться над маленьким мышонком, то ваш ребенок не может сделать то же и повторить «подвиг» мультяшных героев?

Но кот Том и мышонок Джерри  - это еще «цветочки» по сравнению с ужасными монстрами и кровожадными вампирами от которых и у взрослого мурашки бегут по коже.

На миллионные аудитории выливаются потоки мультфильмов, в которых буквально на каждом шагу — насилие и деньги, идеи культа силы и богатства.   Но ведь это не наше.

Где же прекрасные русские сказки «Морозко», «Иван-Царевич», «Марья-искусница», «Руслан и Людмила» и многие другие, которые вместо индивидуализма,  права сильного, корысти, проповедовали соборность, справедливость, самоотверженность, доброту?

Между отечественными и зарубежными мультфильмами существует большое различие.  За этим различием стоят глубокие расхождения в представлении мира. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается картина мира, в  которой зло не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается,  что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка.

Ученые и детские психологи Д.В. Андрющенко, Н.Е. Маркова, И.Я. Медведева выделили несколько признаков «вредных мультфильмов» от просмотра которых  стоит оградить ребенка. Вот некоторые из них.

- Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, «смакуются».

- Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается.

- .Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нельзя. Герои убивают друг друга, выпадают из окон, избивают и оскорбляют друзей, унижают слабых, совершают ограбления.  И эти действия рассчитаны на то, чтобы вызывать детский смех.

- В мультфильмах показывается неестественное поведение героев мужского и женского пола: мужчины и герои мужского пола, могут вести себя, как женщины. И – наоборот

- Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным. Показано безнаказанное издевательство, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.

-  В мультфильмах «проскакивают» нецензурные или жаргонные выражения.

Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов», по словам Э.Н. Успенского, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов». Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей.  Взрослым надо помнить, что  мультфильм – это эффективное средство, в одном случае, решения благородных задач воспитания ребенка, в другом – манипулирования и скрытого управления им.

Чужие герои могут постепенно превратить наших детей в «чужих» для нашей страны взрослых. России грозит потеря уникального самосознания, уникального русского менталитета из-за массированной чуждой культуры, чуждого мировоззрения, чуждой идеологии из-за рубежа. 
В этих условиях вся ответственность за наших детей ложится на взрослых. Но это не означает, что нужно выбросить телевизор и компьютер или опустить руки, нужно отслеживать и заинтересовывать ребенка теми героями и мультфильмами, которые принесут ребенку пользу, а не вред. Но главное, родителям стоит потратить время и самим посмотреть всё то, что будет предложено их детям. Причем в выборе мультфильмов надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Доверив же воспитание малыша телевизору, родители могут потерять контроль над своим ребёнком полностью и навсегда.

При всей привлекательности для детей мультиков, крайне важно развивать у детей любовь к чтению.   Опыт и практика всей мировой цивилизации показывают, что без чтения нет человека, нет личности, Желание читать, стойкий интерес к чтению закладываются в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни.

Особую ценность представляют русские народные сказки, которые знакомят с историей России, русской культурой, обычаями, они являются бездонным кладезем народной мудрости.

И чтобы в современном мире наши дети не стали «Иванами, не помнящими родства», необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы Россия не потеряла себя и свою культуру, чтобы дети наши знали, откуда они, кто они и гордились бы своей страной.

А пока, на многих каналах телевидения страшные монстры кричат: »Я убью тебя!»

А в это время за окном с подобными криками носятся друг за другом наши мальчишки.

И угрозы мальчишек, однажды, могут оказаться не пустыми...

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»