Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация межпредметных коммуникаций в школе

Евстафьева Карина Аркадьевна,
учитель истории и истории Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 156

Постановка проблемы: Поиск качественно новых способов преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в современном информационном пространстве.

Существующие проблемы:

  • Недостаточная результативность традиционных методов
  • Отсутствие возможности опираться на знания учащихся в межпредметном поле.
  • Снижение интереса учащихся к содержанию образования в связи с устареванием методов и форм обучения
  • Высокая скорость изменений в информационном пространстве современного общества
  • Слабая общекультурная база учащихся, необходимая им для успешной самореализации не только в новом информационном, но и общекультурном пространствах
  • Недостаточное количество часов в учебном плане, отводящееся на изучение блока социальных предметов.
  • Низкий уровень социализации учащихся
  • Неудовлетворенность качеством конечного продукта: не обучения, а образования

При анализе вышеперечисленных проблем напрашивается вывод:  при отсутствии государственной идеологии и порабощении личности ребенка виртуальным пространством на социальные  дисциплины в современной школе ложится  особая роль духовно-нравственного воспитания ребенка. На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в этой связи выпадает особая смысловая нагрузка – формирование духовных, нравственных, патриотических ценностей в сознании учащегося  через восприятие Петербурга, как Большой и малой Родины. А отсюда и восприятие самого предмета учащимися как некой базы для познавания  других предметов учебной программы.

Перспективы совершенствования учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» в условиях современного информационного пространства.

  • Создание универсального учебно-методического инструментария для учителей предметников с целью формирования единой вертикали образования.
  • Нахождение в учебном плане поля соприкосновения различных предметов и  стержня образовательного процесса учащихся,  создание условий деятельности по перенесению знаний и умений из одной предметной области в любые другие с использованием разнообразных  универсальных методов и приемов.

Актуальность:

  • Скорость изменений в современном информационном пространстве, как в содержании, так и в технологиях настолько высока, что современный человек не имеет временной возможности на переведение теоретических знаний в область их практического применения. То есть  знания приобретаются не «впрок», а  в контексте модели  будущей деятельности, жизненной ситуации, «умения жить здесь и сейчас»
  • Реально существующий социальный заказ, сформулированный в ФГОС нового поколения, ориентирующий  образовательный процесс на  формирование компетенций учащихся, определяемой как общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, которая дает возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы
  • Постоянно растущий уровень запроса родительской общественности по отношению к системе образования, связанный не только с конкретным объемом знаний учащегося, но и с созданием условий его успешной самостоятельной деятельности по приобретению этих знаний и их умелому и качественному применению.
  • Непонимание учащимися необходимости приобретения большого объема теоретических знаний в процессе обучения при отсутствии конкретной перспективы  практического применения этих знаний или методов и умений, которые формируются в процессе обучения.
  • Снижение общекультурного уровня современной молодежи, угрожающее стать тенденцией
  • Необходимость создания условий для реализации личностного потенциала участника образовательного процесса
  • Считаю особенно насущной необходимостью, в свете грядущих изменений курса истории и культуры Санкт-Петербурга, и введением предмета религиоведение, сохранить региональный компонент через интеграцию с другими предметами учебного плана.

Цель:  1. Необходимость изменить содержание и организацию образовательного процесса в связи с новыми требованиями к освоению новых стандартов на основе принципов конвергенции.

2. Формирование у учащихся целостной системы восприятия мира, через создание единой вертикали в образовательном пути посредством интеграции учебных предметов.

3. Использование предмета «История и культура Санкт-Петербурга» как базового предмета, на основе материалов которого, путем интеграции в различные дисциплины учебного плана, будет формироваться индивидуальное культурное и социальное пространство учащегося, устойчивое понимание им значимости культурного, научного, политического и других значений роли Петербурга, восприятие учебной и научной информации через «призму Петербурга». Возможность  приобрести технологические компетенции и применить их в культурном поле Петербурга укрепят осознание личности ученика как Петербуржца и россиянина

Методическая идея

Новизна идеи состоит не в  предложении отдельных разовых интегрированных уроков по различным предметам. И не в формировании единого бинарного учебного плана, объединяющего два или даже несколько учебных предметов, а в  создании конечного продукта совместной деятельности учителя и учащихся в виде различных проектов и презентации, которые учителя предметники могли бы использовать для работы на своих уроках, согласно своему учебному плану.

Такая деятельность поможет ученику

  • увидеть реальную востребованность результатов своей работы
  • повысить свою личностную самооценку
  • позволит воспользоваться своей собственной работой в другом учебном предмете
  • поможет сформировать общеучебную вертикаль, которая и станет индивидуальной основой всего процесса обучения
  • создаст возможность практического применения знаний, умений и навыков, полученных при изучении одного предмета в другой предметной и межпредметной областях
  • самостоятельно (при помощи учителя) сформировать универсальные методы общеучебной деятельности, которые будут востребованы в различных социумах

 

 

В основе  идеи лежит метод проектной деятельности, который предполагает движение субъекта от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: Позиционное самоопределение – анализ ситуации – проблематизация – концептуализация – программирование (создание программы мероприятий по достижению задуманного) – планирование. (Этапы выделены в соответствии с определениями этой деятельности в работах авторов: Н.Г.Алексеев, Е.С.Заир-Бек, В.Р.Имакаев, Т.И.Шамова)

При работе над проектами используются:

  • метод поисково-познавательной деятельности,
  • методы индукции и дедукции, когда ученики идут от собственного опыта к познанию нового и назад к своему опыту, но уже обогащенному новой информацией (синтез-анализ-синтез),
  • приемы коллективной творческой деятельности,
  • моделирование различных ситуаций, в основе которых лежит принцип ориентировочной основы действий.

Содержание же подразумевает под собой интегрированность предметов не только друг с другом, но и с другими областями не только ученической, но и общечеловеческой деятельности. В качестве контролирующего фактора предусматривается  рефлексия и личное продвижение каждого ученика при решении индивидуальных авторских задач.

Подобная инновация дает основание предполагать, что использование ее поможет перейти к деятельностному подходу в образовании

Содержание и этапы реализации

Используя метод проектной деятельности, учителем и учеником создается совместный проект по определенной теме, который может быть использован как самим учеником, так и учителями предметниками в другом предметном пространстве.

1 этап    Поисковый

Поиск или выбор темы индивидуального  (реже коллективного) проекта.

На этом этапе особенно важно не внедряться в процесс поиска, он должен носить строго индивидуальный характер. Так как в противном случае, сталкиваясь с трудностями у ученика или пропадает желание  действовать, так как тема навязана учителем, или ученик действует формально.  Необходимо дать время, оговорив заранее какое, и обсудить с учеником его выбор.

2 Этап    Вариативный

(Варианты развития событий)

А. Ученик сделал свой выбор самостоятельно и предлагает тему.

В этом случае необходимо  определить мотивацию выбора, возможные цели деятельности (почему и зачем) и предполагаемый результат (что должно получиться в итоге).

Этот материал необходимо зафиксировать для этапа представления своего продукта.

Б. Ученик не может определиться с выбором темы.

Чаще всего это происходит от незаинтересованности и неуспешности в  изучаемом предмете или  от нетвердости и поверхностности знаний. Возможно так же слабое развитие перспективного мышления.

В этом случае необходимо предложить различные поля деятельности, не предлагая конкретную тему проектирования. Это сузит тематическое поле, тем самым облегчит поиск области, в которой будет сформулирована тема. При таком варианте развития действий на этом этапе возможно и единомоментное разрешение вопроса определения темы и разведение на два подэтапа

3 Этап          информационный.

Так как подразумевает поиск и сбор информации по теме.

На этом этапе важно правильно ориентировать «автора» на отбор информации, так как сужение проектного поля не позволит ему создать универсальный межпредметный проект, а эту цель необходимо ставить перед учеником изначально, это лишь повысит его индивидуальную мотивацию.

4 этап   Структурный

Структурирование материала для учеников представляет серьезную  трудность, так как если человек не имеет этой природной способности, то для того чтобы сформировать основы этой деятельности, требуется множественное повторение. Поэтому на этом этапе роль учителя увеличивается и превращается в роль сопровождающего.

5 этап  Коррекционный

Коррекционный этап необходим для того, чтобы сверить почти готовый продукт и целями и задачами, которые ставились на 1 этапе. Здесь же идет работа по универсализации материала для предложения его к использованию в различных межпредметных областях. Девизом работы на этом этапе  необходимо сделать цитату из К.Пруткова «Необъятное не объять», то есть, в погоне за обилием специальной информации может пропасть идея и ценность самого проекта.

6 этап   Премьерный

Так как именно здесь происходит первое представление проекта с оценкой (не отметкой, хотя это то же допустимо) его значимости.

7 Этап  Тиражирование.

Здесь имеется в виду различное использование конечного продукта в разнообразных формах:

  • личное авторское представление в различных формах урочной деятельности
  • авторское сотрудничество с учителем-предметником так же в различных формах

8 этап     Архивный

Архивирование материалов и приведение их в полную готовность для использования любым участником образовательной деятельности.

9 этап    Лавры.

На этом этапе, хотя он может не выделяться как отдельный, автор- ученик имеет возможность получить различные формы оценки (здесь уже и отметки)  своей деятельности.  Особенно важно отметить, что в рамках данной ученической деятельности роль учителя значительно изменяется и переходит в плоскость настоящего сотрудничества, и, в некоторых моментах, даже ученичества.

Ожидаемый результат

  1. Учащийся научается находить возможности, на базе приобретенных знаний и опыта, ориентироваться в различных предметных и межпредметных пространствах, и даже во внешкольной жизни.
  2. Сформированность межпредметных связей
  3. Овладение на практике разнообразными методами и формами
  • Формулирования идей
  • Сбора и отбора информации
  • Установления структурных связей
  • Целеполагания
  • Анализа
  1. Приобретение опыта публичных выступлений
  2. Повышение самооценки и, как следствие, повышение мотивации к изучению предмета и обучению вообще

Средства контроля

  • Рефлексия и личное продвижение каждого ученика при решении индивидуальных авторских задач.
  • Реально существующий продукт, готовый к использованию в любой момент, который может быть востребован и оценен любым учителем
  • Контроль и корректировка работы автора на каждом этапе
  • Согласованное установление сроков  на каждом этапе работы

Формы оценивания:

  • Отсутствие возможности выставления неудовлетворительной отметки
  • Самооценивание автора ( это возможно, так как ученик длительное время находится в материале и уже сам может оценить степень своего вклада и качество своей работы. Учителю в этом случае следует крайне осторожно использовать авторскую оценку, не занижая ее.)
  • Коллективная рефлексия (аудитория оценивает проект)

Критерии оценивания:

  • Степень владения материалом
  • Логичность структурирования в рамках заявленной темы
  • Степень универсальности
  • Качество овладения инструментарием (формами, технологиями, приемами)
  • Работа с разнообразными источниками
  • Публичное представление

 

Примечание

 

 

  1. Применение

Мною были проанализированы учебные планы базовых школьных предметов. В результате я пришла к выводу,  что существует возможность интегрирования в следующих предметных областях:

История и культура Санкт-Петербурга в:

Литературе (Тематика интегративных проектов)

- Литературный Петербург 18, 19, 20 веков.

(Возможен вариант проектов, посвященных одному автору):

  • Пушкинский Петербург,
  • Петербург Достоевского
  • А.Ахматова, А.Блок, О.Мандельштам, С.Есенин и другие.

- Театральный Петербург

- Литературные музеи Петербурга

- Литературные герои в Петербурге (Пушкин, Гоголь , Достоевский и другие)

Истории (тематика  интегративных проектов)

- Петровский, Елизаветинский, Екатерининский, Павловский    Петербург

- Петербург 19 века (Александр 1, Николай 1, Александр 2, Александр 3, Николай 2)

- Революционный Петроград,       - Ленин и Ленинград

- Ленинград в эпоху Сталинских репрессий

- Советский  Ленинград

Возможны и различные другие формулировки тем проектов, в зависимости от корректировки планирования учебных планов.

ОБЖ    Тематика интегрированных проектов

- Наводнения в Петербурге

- Комплекс защитных сооружений (дамба) в Петербурге – причины и история создания.

- Петербургские пожары (Зимний дворец, окраины Петербурга, первые пожарные команды)

  • Физике
  • Химии
  • Биологии
  • Иностранном языке (английском, немецком, французском)
  • Технологии (Труд для девочек)

История в :

  • Литературе
  • Математике (геометрии)
  • Физике
  • Химии
  • Биологии
  • Географии
  • ОБЖ
  • Обществознании

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»