Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лексическая работа на уроках русского языка

Шандрук Елена Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №381
Кировского района Санкт-Петербурга
Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает огромными возможностями творческого обогащения.
Через родной язык дети приобщаются к традициям своего народа, знакомятся с историей и общественной жизнью. Через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Язык и речь выводят человека в разнообразные творческие области.
На уроках русского языка очень важно уделять внимание лексическому запасу ребёнка. От этого зависит степень его грамотности.
Наши дети очень часто не могут объяснить значение слова, не способны использовать весь свой словарный запас. Многие слова, которые они встречают на своём «учебном пути», остаются непонятыми детьми, а соответственно не задерживаются в их памяти и не могут быть ими использованы.
Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов в таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных» и в ряде других орфограмм.
Задача учителя – помочь ребёнку овладеть языковым богатством, научить его использовать это богатство и в устной, и в письменной речи.
Поэтому лексическая работа должна начинаться уже в период обучения грамоте и охватывать все предметы, изучаемые ребёнком.
Теоретические сведения по лексике могут сообщаться в небольших количествах, только наиболее интересный материал и доступный для детей. Опираясь на программу обучения русскому языку, на материале уроков чтения, грамматики, правописания и развития речи должны вестись наблюдения, в ходе которых учащиеся будут узнавать, что обозначают слова, знакомиться со словами близкими и противоположными по смыслу, многозначными и однозначными словами.
Лексическая работа может быть включена в любой из этапов урока и тесно переплетаться с его основной темой.
Рассмотрим несколько фрагментов уроков с использованием лексической работы.
 
Понятие об однозначных словах.
 
Тема урока: «Слог. Ударение»

 
лес воздух листья кора
 
 
- Прочитайте слова.
- Что они обозначают?
- Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным.
- Придумайте и запишите по 3 однозначных слова. Какое единственное лексическое значение имеет каждое из записанных слов?
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
 
Тема урока: «Правописание безударных гласных
проверяемых и непроверяемых ударением»
 
- Прочитайте текст.
 
На обращённых к солнцу б…рёзках  по…вились чудесные з…л…тые с…рёжки. На других, они только наклюнулись. На третьих раскрылись и уселись, как уд…влённые всему на свете маленькие з…лёные птички.
 
- О чём в нём говорится? Озаглавьте рассказ.
- На какое правило пропущены буквы в словах этого текста?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Докажите их написание.
- Правильное написание буквы в слове называется орфограммой.
- А вся система правильного написания слов называется орфографией (от греч. orthosпрямой, правильный и grapho - пишу).
- Какие ещё орфограммы встретились в тексте? Объясните их правописание.
     - Подчеркните в тексте однозначные слова, обоснуйте свой выбор.
 
Многозначные слова.
 
Тема урока: «Звуки [р, р,] . Буква [эр].
 
- В русском языке одним и тем же словом могут называться разные предметы.
- Что человек называет словом «кисть»? (пучок волос на рукоятке для нанесения краски; пучок ниток или шнурков, употребляемый для украшения; плоды на стебле растения)
- Какое сходство существует между этими предметами? (сходство по форме)
- Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным. При этом данные предметы имеют сходство по форме.
 
Тема урока: «Состав слова»
 
- Прочитайте стихотворение.

 
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над ними.
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим, у звёзд на пороге,
«До встречи! Счастливой дороги
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
 
- Выпишите все значения слова «дорога», разберите их по составу.
- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
 
Тема урока: «Корневые орфограммы»
 
- Подберите к данным словам слова, противоположные по смыслу с парной согласной в корне. Запишите. Докажите их правописание.

 
Далеко –
Высоко –
Тяжело –
Твёрдый –
Горький –
Широкий –
 
- Слова с противоположным значением называются антонимами.
- К каким частям речи относятся записанные вами слова?
- Много антонимов среди прилагательных и наречий, но есть и существительные, и глаголы.
- Я буду называть слова, а вы должны записать его антоним:  зло, плакать, жара, стоять, мир
- Какая орфограмма объединила все записанные слова? Докажите их правописание.
- Как вы думаете, для чего нужны антонимы?
- Антонимы используются для создания контраста.
- Составьте предложение с любой парой антонимов.
 
Синонимы.
 
Тема урока: «Разделительный твёрдый знак»
 
- Как по-другому называется ядовитый гриб? (несъедобный гриб)
- Сравните слова. Чем они похожи и чем отличаются? (относятся к одной и той же части речи, одинаковые по смыслу, но разные по звучанию)
-  Слова одной части речи, разные по звучанию, но одинаковые по смыслу называются синонимами.
- Синонимы составляют ряд слов, который называют синонимическим рядом.
- Какая орфограмма встретилась в подобранном вами синониме?
- Когда пишется разделительный твёрдый знак?
- Прочитайте стихотворение. Выпишите слова с ъ. Объясните их правописание.
 
Всё вокруг объято страхом.
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
(С.Бондаренко)
 
- Подберите синонимы к слову «страх».
Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.
Ужас – чувство сильного страха, доходящее до оцепенения.
Трепет – страх, боязнь.
Жуть – чувство тоскливо-беспокойного страха.
Испуг –  внезапное чувство страха.
Паника – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека.
Боязнь – беспокойство, страх перед кем-нибудь.
 
Тема урока: «Однородные члены предложения»
 
1. Заметает пурга белый путь,
    Хочет в мягких снегах потонуть…
 
- Найдите однородные члены предложения. Докажите.
- Подберите синонимы к слову «пурга».
 
     Буран – очень сильная метель.
     Метель – сильный, переменного направления ветер со снегом.
     Вьюга – переменный характер ветра при снежной буре.
 
2. Дорога извивается пропадает исчезает.
 
- Вставьте пропущенные знаки препинания. Докажите.
- Какие из однородных членов предложения являются синонимами?
- Придумайте к данным словам ещё один синоним.
 
Пропасть – уйти из поля зрения.
Исчезнуть – быстро стать невидимым.
Теряться – становиться незаметным, невидимым.
 
Омонимы
 
Тема урока: «Звуки [с, с,] . Буква [эс]».
 
- Отгадайте загадку:
Щука ныряет,
Трава прилегает.  (Коса)
- Посмотрите на изображение этого предмета.
- Из каких частей состоит коса? (Железный нож и деревянная рукоятка с небольшой перекладиной)
- Для чего нужна коса? (Для срезания травы)
- Какое ещё значение имеет слово «коса»? (Сплетённые вместе пряди волос)
- Сравните слова по значению, написанию и  звучанию.
- Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются омонимами.
 
Лексическая работа может проводиться и во время ознакомления с новыми словарными словами.

 
1. Багаж Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу.
    Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира.
    Сведения, знания в какой-либо области, которыми кто-либо обладает (переносное значение).
     
2. Библиотека Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
    Помещение, комната для хранения книг: книгохранилище.
    Название серии книг определённой тематики.
     
3. Инженер Специалист с высшим техническим образованием.
 
К лексической работе на уроках относится также и использование дополнительной информации.
Например, при изучении глагола в урок  «Общее понятие о глаголе», может быть включён следующий материал:
Слово «глагол» очень древнее слово. «Глаголить» означало говорить. Сейчас глаголами называются слова, которые обозначают какое - либо действие. Вполне возможно, что глаголы – слова, обозначающие действие, - могли быть одними из самых древних слов, придуманных людьми. Так как первые люди называли предметы по действию, которые можно было с ними проводить. Мы уже знаем, что русский язык изменяется вместе с развитием государства и общества. Современный русский язык уходит своими корнями в далёкое прошлое.
 
Тема урока: «Категория падежа имени существительного»
 
Названия русских падежей, за исключением творительного и предложного, произошли от латинских и представляют их дословный перевод.
1. Именительный падеж – начальная форма для наименования предметов, связан со словом имя.
(Словарь Поликарпова - 1074 год)
2. Родительный падеж – (греч. genos) – род, природа. Он объединяет род, происхождение, принадлежность – родить кого?, чего?
3. Дательный падеж – давать, дать. Поэтому для него естественны вопросы кому? чему? (1771 год)
4. Винительный падеж – когда-то совпадал по форме с И.п.. В те времена говорили: Я сажусь на конь. Видит отец брат.
Слова, обозначающие одушевлённые предметы, ещё не имели окончаний современной формы В.п. С течением времени имена собственные, а затем и некоторые слова мужского рода в В.п. начали принимать окончание – а. А вот многие существительные женского рода так и не изменились: Любит мать дочь.
Не изменились и слова, обозначающие неодушевлённые предметы.
5. Творительный падеж – был введён в 1596 году Лаврентием Зизанием, одним из первых русских учёных – грамматиков. Основное значение Т.п. – инструментальное. Название падежа связано с глаголом «творить».
6. Предложный падеж – в 1619 году имел название сказательный. Основное значение этого глагола связано с глаголом «говорить».  Название «предложный» введено М.Ломоносовым, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами.
Аналогичный дополнительный материал можно и нужно использовать в других темах на уроках русского языка.
Детям становится интересно, и они с удовольствием работают с дополнительной литературой. Они готовы сами находить и рассказывать интересный материал, относящийся к уроку. Но главное, таким образом, дети больше читают и стараются запомнить, чтобы поделиться с другими информацией. Следовательно, увеличивают свои лексические познания.
 
Литература
1.Волина В. "Весёлая грамматика", издательство "Олма-Пресс", 1999г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»