Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 1 класса
Антонова Светлана Анатольевна
Учащиеся – это звёзды, маленькие
и большие, близкие и далёкие,
но одинаково красивые.
Каждая звёздочка выбирает
свою траекторию полёта.
Каждая звёздочка мечтает сиять.
Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
Выделяют 4 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД (Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Учебное пособие
«Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы».
Красноярск: «Красноярский писатель», 2010. К ним относятся:
-
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
-
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; выработка плана и последовательности действий;
-
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-
Контроль - соотнесение с заданным эталоном;
-
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-
Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.
Цель каждого урока непосредственно связана с его темой. Поэтому на первых же уроках в первом классе важно ввести само понятие «Тема урока», подобрав наиболее доступное детям этого возраста определение. Например: «Ребята, у каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Сначала тему урока формулирует учитель и контролирует степень понимания её учениками. В дальнейшем учитель сообщает, что тема сегодняшнего урока написана в учебнике. Дети находят указанную страницу и читают тему. Со временем ребята учатся самостоятельно формулировать тему урока, опираясь на содержание страницы учебника.
Известно, что ребёнок усваивает какой-либо материал тогда, когда у него появляется внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Да и каждый из нас начинает размышлять лишь тогда, когда нам необходимо что-либо понять. Процесс мышления начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Именно поэтому любая цель, поставленная на уроке, должна быть значима для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Именно поэтому первоклассник должен чётко осознавать зачем, где и когда ему могут пригодиться полученные сведения.
Формирование умения планировать свою деятельность начинается с введения самого понятия «план». Первоклассникам сообщается, что план – это порядок, определённая последовательность действий (Толкунова О. Учительский потенциал: от знаний к результатам. http://mol.sao.mos.ru/ newspaper/article/28269)
На уроках ученики знакомятся с картинным планом сказки, словесным планом произведения, алгоритмом известных действий. Постепенно дети учатся самостоятельно составлять план своих действий по решению учебных задач. Это происходит в процессе знакомства с числом, новым звуком, геометрической фигурой, задачей и т.д.
Для формирования регулятивного действия планирования собственной учебной деятельности предлагаются следующие приёмы:
- обсуждение готового плана решения учебной задачи;
- работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными
пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
Приведу пример работы с деформированным планом решения учебной задачи на уроке математики в 1 классе по теме «Уравнение». Ученикам предлагается восстановить алгоритм решения уравнения по данным шагам-действиям:
1. Назову ответ;
2. Найду в уравнении целое и части;
3. Внимательно прочитаю уравнение;
4. Сделаю проверку;
5. Определю, чем является неизвестное Х – частью или целым;
6. Выполню действие и найду Х;
7. Применю нужное правило (нахождение целого или части).
Несомненно, работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Контроль и оценка – не менее важные компоненты регулятивных УУД. Именно поэтому их формирование тоже начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Перед учителем встаёт сложная задача - научить учеников самостоятельно и объективно оценивать результаты своей деятельности. Очень важно, чтобы ребёнок оценивал свои достижения, не сравнивая себя с одноклассниками. Сравнение должно происходить только с самим собой, сегодняшний результат может сравниваться с предыдущим. При этом каждый ученик должен чётко понимать следующие моменты:
-
что нужно оценивать;
-
зачем необходимо проводить оценивание;
-
какие формы оценок существуют.
Подводя итог вышесказанному, замечу, что формирование регулятивных УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем.
В результате нашей кропотливой работы дети учатся:
-
видеть затруднения в собственной деятельности;
-
устанавливать их причины;
-
определять цель своей дальнейшей работы и выбирать средства и способы достижения поставленной цели;
-
осуществлять поиск необходимой информации;
-
сравнивать, анализировать, делать выводы;
-
формулировать своё мнение и позицию, работать в сотрудничестве.
Всё вышеперечисленное способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся. Ученики понимают и оценивают информацию, принимают решения, контролируют свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Список используемой литературы:
1. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Учебное пособие
«Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы».
Красноярск: «Красноярский писатель», 2010.
2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе – М. :
Просвещение, 2011. – 190 с.
3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по
образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа
2000…» : метод. пособие / Под ред. Л. Г. Петерсон. – М. : АПК и ППРО,
УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с.
4. Регулятивные универсальные учебные действия.
www.school440.ru/docs/MK4.ppt
5. Толкунова О. Учительский потенциал: от знаний к результатам.
http://mol.sao.mos.ru/newspaper/article/28269
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.
Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
7. Ягодкина И.П. Диагностика сформированности личностных
универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС.
http://festival.1september.ru/articles/622177/