Психологические основы построения урока
Урок — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность педагога и обучающихся . Чтобы эта совместная деятельность проходила с наибольшей пользой и для педагогов и для обучающихся — каждый урок планируется, представляется, анализируется. В процессе и результате такого анализа педагог получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.
При построении занятия особое внимание уделяется трем основным компонентам:
1. Построение занятия в целом
Какие показатели надо учитывать?
1)Психологический настрой на занятие (доля спонтанности и педагогического воздействия), т.е. Каким образом педагог сумел настроить детей на занятие?
- использование игровых организационных моментов
2)Соотношение монологического и диалогического общения. Это соотношение может проявляться в:
- преобладании речи педагога
- преобладании речи детей
- или равное соотношение
3)Соответствие форм и методов занятия возрастным особенностям обучающихся
4)Соответствие темпа и уровня сложности занятия возрастным особенностям обучающихся
5) Смена учебной деятельности. Дети устают, они неусидчивы. Материал воспринимается лучше, если формы и методы меняются.
6)Обобщение и рефлексия. (Какие знания получили, что они запомнили больше и лучше всего, что им понравилось)
Рефлексия - (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Вот некоторые примеры рефлексии, которые можно использовать на уроке..
-Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Они выбирают и комментируют.
-У учащихся две карточки: желтая и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
- «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
-«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
-эмоционально-художественная рефлексия
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
- Эмоционально -музыкальная концовка.
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
- Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
7)Оснащенность занятия средствами, оптимизирующими учебную деятельность обучающихся
8)Психологический климат на занятии. (При хорошем настроении работоспособность и педагога и обучающихся повышается). Сюда относятся: дружелюбие, увлеченность, продуктивность, доброта, теплота, сотрудничество, удовлетворенность, успешность.
2.При построении учебной деятельности обучающихся нужно стараться обращать внимание на:
1) Позиция обучающихся: активная — субъекты учебной деятельности действуют по внутреннему убеждению (проявляют свою инициативу) или пассивная - объекты, исполнители целей и задач педагога
2) Организация ситуаций успеха, повышение самооценки (ты это сможешь, у тебя получиться)
3) Преобладающее на занятии самочувствие и настроение группы (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, мажорность)
4) Раскрепощенность или скованность
5) Отношение к педагогу (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное)
3.При построении учебной деятельности педагога надо учитывать:
1) Умение устанавливать контакт с группой и с каждым обучающимся
2) Способы активизации работы обучающихся (их разнообразие)
3) Соотношение индивидуального и группового общения на занятии
4) Умение слушать
5) Соотношение поощрения и порицания
6) Стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций
- сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, систематизация
7) Эмоциональная устойчивость, владение собой
8)Увлеченность преподаваемым материалом, подготовленность к занятию
9) Внешний облик, культура речи
- поза, мимика, тембр голоса, рабочее самочувствие учителя в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и др.)
От того как педагог относится к обучающимся , зависит успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие обучающихся в процессе обучения.
Урок проводится не ради самого занятия, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ребенка; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ребенка, но и в психическое развитие его личности в целом.