Интерактивные методики в современном образовательном процессе
Николаева Татьяна Леонидовна,
ГБОУ СОШ № 217 Санкт Петербурга
За последние годы учителя получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения, следует все же отметить, что лидирующее положение занимают методы и технологии, основанные на личностно ориентированном подходе в обучении, которые должны:
создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать изучаемы предмет, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;
затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что обучение в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.
Все перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании интерактивных форм и методов обучения. Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные занятия - это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников. Основными задачами интерактивных занятий являются не учебные, а практические, смоделированные учителем задачи, активизирующие навыки аудирования и говорения: купить что-либо в магазине, сделать заказ в кафе, спросить дорогу. Важным компонентом интерактивных форм обучения является создание комфортных психологических условий, в которых учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали:
При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах, аквариум;
Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация».
В методике проведения ролевых игр воплощается принцип функциональности обучения. Главной положительной чертой ролевой игры является возможность свободного общения. Для реализации ролевой игры необходимы декорации и реквизит. Преподаватель – “консультант” знакомит учащихся с речевыми клише для моделирования различных ситуаций общения в реальной жизни.
Игровая технология, особенно на начальном этапе обучения, обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она позволяет более эффективно достигать поставленной цели и задачи урока и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях. Игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют её участникам раскрыть свои личностные качества, повышают их самооценку. С помощью игры можно снять психологическое утомление и языковой барьер. А главное, при проведении игры - создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся.
На сегодняшний день перед преподавателями в школе остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса школьников, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения