РЕЧЕВАЯ СРЕДА УРОКА – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шубочкина Ольга Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ шк.№ 559 Санкт-Петербурга
Образование в начальной школе является базой, фундаментом для ученика в его последующем обучении. Новый федеральный стандарт устанавливает требования к личности, метапредметным результатам обучения(т.е способов деятельности применимых в рамках, как образовательного процесса ,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Одно из условий успешной социализации человека в обществе – высокий уровень его коммуникативной культуры, включающей в себя и культуру речи: хорошую дикцию, выразительность, владение литературными нормами. Работу по формированию хорошей грамотной речи нужно начинать в младшем возрасте.
Потребность обучающихся к общению является условием для эффективного обучения личности, значит, в обучении должен быть предусмотрен ситуационный аспект, который определяет мотивацию речи. У учащихся возникает необходимость речевых высказываний, желание рассуждать о чем-то, поделиться впечатлением.
Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков – единиц- слов, их сочетания в различных оборотах речи. Следовательно, детям необходимо дать образы речи или создать речевую среду.
Что мы понимаем под речевой средой?
Речевая среда ребёнка – это речь родителей, которую он усваивает после рождения и до первого дошкольного учреждения, в котором его встречает речь воспитателя, а затем речь учителя, друзей, радио, телевизора, кино, театра.
Речевая среда учащихся представляет собой, как непременное условие организованной , образовательной среды, основным компонентом которой является урок.
Невозможно открыть для добра сердце ребёнка, не научив его видеть и понимать красоту. А красота речи является одной из составляющей, формирующей основой культуры будущего взрослого человека.
На каждом уроке, на классных часах дети знакомятся с такими нравственными понятиями как «доброта», «совесть», «честь», «отзывчивость». «любовь к ближнему», «любовь к природе», «к другим людям».
В школе ученик овладевает такими сложными процессами, как чтение, письмо математика, обучение орфографии, грамматике.
На уроках учитель взаимодействует с учеником или с учениками, ученики могут работать в парах, в группах. Такой разносторонний подход очень важен и необходим для получения языкового навыка правильной и культурной речи. Реальная жизнь, в которой детям придётся использовать полученные навыки, это есть соединение в единое целое различных явлений, ситуаций.
Постигая секреты общения, дети учатся выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Я хочу остановиться на одной из сложностей речевой культуры, которой является акцентологическая норма языка. Акцентология – раздел языкознания изучающий природу и функции ударения. Сложность освоения акцентологических норм в русском языке связана с отсутствием в нём фиксированного ударения(в отличие, например, от финского на первый слог, македонского на третий слог.) Место ударения в русском языке нужно запоминать. Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова. Это приводит к тому, что речевая среда, в которой находятся дети, далека от совершенства.
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять своё место в зависимости от формы слова. Вспомним великого философа Владимира Соловьёва, который говорил о трёх стилях речи. «Каждый человек должен владеть всеми тремя стилями речи, но использовать: «Высокий стиль в разговоре с богом, средний стиль с собеседником ,низкий во внутреннем монологе.»
Когда не стало высокого стиля, средний занял место высокого стиля , низкий проник в нашу повседневную жизнь. Для того чтобы создать вокруг детей грамотную речевую среду хотя бы в семьях, правильнее всего было бы привлечь к образовательному процессу родителей, сделав их своими союзниками. Это является одно из условий формирования грамотной речи. Разработать с учётом возрастных особенностей и интереса детей специальную систему заданий игр и проводить их систематически. Вот результаты диагностики, которая была проведена мною перед началом работы в классе. Родителям и детям был дан одинаковый набор из 10 одинаковых слов и предложено поставить в этих словах ударение. Слова были подобраны с учётом частоты их употребления в речи. В тоже время это слова, в которых допускаются часто ошибки.
Слова |
Количество ошибок |
|
учащиеся |
родители |
|
портфель |
1 |
0 |
ирис |
7 |
1 |
свёкла |
6 |
5 |
ворОта |
7 |
2 |
звонИт |
8 |
7 |
красИвее |
9 |
6 |
алфавИт |
3 |
0 |
бАнты |
8 |
7 |
хвОя |
9 |
7 |
шАрфы |
9 |
6 |
После проведённой диагностики с детьми проводилась системная работа для запоминания слов.
Предлагаю вашему вниманию некоторые способы запоминания слов.
1. Поставить слово «свёкла» во множественное число Р.П.
Много свёкл.
2. Придумать рифму к слову «свёкла»
Свёкла - Фёкла
3. В каком слове ударная гласная в первом слоге?
звонит
свекла
портфель
4. В каком слове ударная гласная в последнем слоге?
хвоя
банты
звонит
5. В каком ряду слов ударная гласная в первом слоге?
портфель, банты, шарфы
ирис, свёкла, хвоя
звонит, алфавит, красивее
6. Картинный словарь для записи слов: свёкла, банты, хвоя ,шарфы ,портфель, алфавит.
7. Мини- кроссворды
Сумка для школьных принадлежностей(портфель)
|
|
|
|
|
|
|
Порядок букв принятый в азбуке.(алфавит)
|
|
|
|
|
|
|
Растение с толстым сладким корнем .( свёкла)
|
|
|
|
|
Все слова записываем в словарик «Говори правильно»
8. Скороговорка
Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
После проделанной работы, а работа была направлена на увеличение и развитие памяти ребёнка, была проведена срезовая работа.
Слова |
Количество ошибок |
|
до тренировочных работ |
после тренировочных работ |
|
портфель |
1 |
0 |
ирис |
7 |
2 |
свёкла |
6 |
0 |
ворота |
7 |
2 |
звонит |
8 |
0 |
красивее |
9 |
3 |
алфавит |
3 |
0 |
хвоя |
9 |
2 |
банты |
8 |
1 |
шарфы |
9 |
1 |
Мы видим , что у детей наблюдается положительная динамика в усвоении акцентологических норм родного языка.
В период тренировочных работ дети учились постигать секреты общения, выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Привлекая детей к диалогу , предлагалось несколько вариантов выхода из ситуации, при этом дети учатся пользоваться разговорной речью используя литературные нормы. Особое внимание уделяется богатству нашей речи, умению заменить одно слово другим, не повторять одни и те же слова, находить слова близкие по смыслу.
Много внимания необходимо уделять грамотному построению предложений, умению выразить свои мысли, доказать свою точку зрения. Если ребёнок в школе научится дискурсивной речи , то есть речи рассудочной обоснованной предшествующими суждениями , то будет способен к саморазвитию.
Работа была бы успешнее, если бы удалось привлечь родителей к работе с детьми.
Есть китайская пословица «Скажи мне- и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму»
Если бы родители вместе с детьми придумывали бы стишки, искали загадки, составляли бы кроссворды, ребусы и таким образом были бы вовлечены к освоению в данном случае акцентологических норм русского языка, создавалась бы речевая среда , в которой участвуют учитель, родитель и связующее звено ученик. При таком условии имело бы место создание такой речевой среды, в которой ребёнок учится и осваивает азы культурной речи и вместе с родителями приучается пользоваться орфоэпическими словарями. Мы заполняем с детьми, как и каждый из вас словарики с правильным ударением в словах.
Очень хотелось бы, чтобы дети использовали свои словарики по культуре речи, когда будут готовиться к ЕГЭ. Надеюсь, что мои ученики в будущем без труда решат акцентологические задания.