Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

РЕЧЕВАЯ СРЕДА УРОКА – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Шубочкина Ольга Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ шк.№ 559 Санкт-Петербурга

 

Образование в начальной  школе является базой, фундаментом для ученика в его последующем обучении. Новый федеральный стандарт устанавливает требования к личности, метапредметным результатам обучения(т.е способов деятельности применимых в рамках, как образовательного процесса ,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Одно из условий успешной социализации человека в обществе – высокий уровень его коммуникативной культуры, включающей в себя и культуру речи: хорошую дикцию, выразительность, владение литературными нормами. Работу по формированию  хорошей грамотной речи нужно начинать в младшем возрасте.

Потребность обучающихся к общению является условием для эффективного обучения личности, значит, в обучении должен быть предусмотрен ситуационный аспект, который определяет мотивацию речи. У учащихся возникает необходимость речевых высказываний, желание рассуждать о чем-то, поделиться впечатлением.

Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков – единиц- слов, их сочетания в различных оборотах речи. Следовательно, детям необходимо дать образы речи или создать речевую среду.

Что мы понимаем под речевой средой?

Речевая среда ребёнка – это речь родителей, которую он усваивает после рождения и до первого дошкольного учреждения, в котором его встречает речь воспитателя, а затем речь учителя, друзей, радио, телевизора, кино, театра.

Речевая среда учащихся представляет собой, как непременное условие организованной , образовательной среды, основным компонентом которой является урок.

Невозможно открыть для добра сердце ребёнка, не научив его видеть и понимать красоту. А красота речи является одной из составляющей, формирующей основой культуры будущего взрослого человека.

На каждом уроке, на классных часах дети знакомятся с такими нравственными понятиями как «доброта», «совесть», «честь», «отзывчивость». «любовь к ближнему», «любовь к природе», «к другим людям».

В школе ученик овладевает такими сложными процессами, как чтение, письмо математика, обучение орфографии, грамматике.

 На уроках учитель взаимодействует с учеником или с учениками, ученики могут работать в парах, в группах. Такой разносторонний подход очень важен и необходим для получения языкового навыка правильной и культурной речи. Реальная жизнь, в которой детям придётся использовать полученные навыки, это есть соединение в единое целое различных  явлений, ситуаций.

Постигая секреты общения, дети учатся выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Я хочу остановиться на одной из сложностей речевой культуры, которой является акцентологическая норма языка. Акцентология – раздел языкознания изучающий природу и функции ударения. Сложность освоения акцентологических норм в русском языке связана с отсутствием в нём фиксированного ударения(в отличие, например, от финского на первый слог, македонского на третий слог.) Место ударения в русском языке нужно запоминать. Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова. Это приводит к тому, что речевая среда, в которой находятся дети, далека от совершенства.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять своё место в зависимости от формы слова. Вспомним великого философа Владимира Соловьёва, который говорил о трёх стилях речи. «Каждый человек должен владеть всеми тремя стилями речи, но использовать: «Высокий стиль в разговоре с богом, средний стиль с собеседником ,низкий во внутреннем монологе.»

Когда не стало высокого стиля, средний занял место высокого стиля , низкий проник в нашу повседневную жизнь. Для того чтобы создать вокруг детей грамотную речевую среду хотя бы в семьях, правильнее всего было бы привлечь к образовательному процессу родителей, сделав их своими союзниками. Это является одно из условий формирования грамотной речи. Разработать с учётом возрастных особенностей и интереса детей специальную систему заданий игр и проводить их систематически. Вот результаты диагностики, которая была проведена мною перед началом работы в классе. Родителям и детям был дан одинаковый набор из 10 одинаковых слов и предложено поставить в этих словах ударение. Слова были подобраны с учётом частоты их употребления в речи. В тоже время это слова, в которых допускаются часто ошибки.

Слова

Количество ошибок

учащиеся

родители

портфель

1

0

ирис

7

1

свёкла

6

5

ворОта

7

2

звонИт

8

7

красИвее

9

6

алфавИт

3

0

бАнты

8

7

хвОя

9

7

шАрфы

9

6

После проведённой диагностики с детьми проводилась системная работа для запоминания слов.

Предлагаю вашему вниманию некоторые способы запоминания слов.

1.     Поставить слово «свёкла» во множественное число Р.П.

Много свёкл.

2.     Придумать рифму к слову «свёкла»

Свёкла - Фёкла

3.     В каком слове ударная гласная в первом слоге?

звонит

свекла

портфель

4.     В каком слове ударная гласная в последнем слоге?

хвоя

банты

звонит

5.     В каком ряду слов ударная гласная в первом слоге?

портфель, банты, шарфы

ирис, свёкла, хвоя

звонит, алфавит, красивее

6.     Картинный словарь для записи слов: свёкла, банты, хвоя ,шарфы ,портфель, алфавит.

7.     Мини- кроссворды

Сумка для школьных принадлежностей(портфель)

 

 

 

 

 

 

 

Порядок букв принятый в азбуке.(алфавит)

 

 

 

 

 

 

 

Растение с толстым сладким корнем .( свёкла)

 

 

 

 

 

Все слова записываем в словарик «Говори правильно»

8.     Скороговорка

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

После проделанной работы, а работа была направлена на увеличение и развитие памяти ребёнка, была проведена срезовая работа.

Слова

Количество ошибок

до тренировочных работ

после тренировочных работ

портфель

1

0

ирис

7

2

свёкла

6

0

ворота

7

2

звонит

8

0

красивее

9

3

алфавит

3

0

хвоя

9

2

банты

8

1

шарфы

9

1

Мы видим , что у детей наблюдается положительная динамика в усвоении акцентологических норм родного языка.

В период тренировочных работ дети учились постигать секреты общения, выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Привлекая  детей к диалогу , предлагалось  несколько вариантов выхода из ситуации, при этом дети учатся пользоваться разговорной речью используя литературные нормы. Особое внимание уделяется богатству нашей речи, умению заменить одно слово другим, не повторять одни и те же слова, находить слова близкие по смыслу.

Много внимания необходимо уделять грамотному построению предложений, умению выразить свои мысли, доказать   свою точку зрения. Если ребёнок в школе научится дискурсивной речи , то есть речи рассудочной обоснованной  предшествующими суждениями , то будет способен к саморазвитию.

Работа была бы успешнее, если бы удалось привлечь родителей к работе с детьми.

Есть китайская пословица «Скажи мне- и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму»

Если бы родители вместе с детьми придумывали бы стишки, искали загадки, составляли бы кроссворды, ребусы и таким образом были бы вовлечены к освоению в данном случае акцентологических норм русского языка, создавалась бы речевая среда , в которой участвуют учитель, родитель и связующее звено ученик. При таком условии имело бы место создание такой речевой среды, в которой ребёнок  учится и  осваивает азы  культурной речи и вместе с родителями приучается пользоваться орфоэпическими словарями. Мы заполняем с детьми, как и каждый из вас словарики с правильным ударением в словах.

Очень хотелось бы, чтобы дети использовали свои словарики по культуре речи, когда будут готовиться к ЕГЭ. Надеюсь, что мои ученики в будущем без труда решат акцентологические задания.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»