Сравнение выражений на основе конкретного смысла действия умножения
Макаренко Наталья Викторовна, учитель нач.классов
Государственное бюджетно-образовательное учреждение школа№601(ГБОУ школа№601),СПБ
Турцева Светлана Валентиновна,
Учитель нач.классов,
Государственное бюджетно-образовательное учреждение школа№601(ГБОУ школа№601),СПБ
Тип урока: урок первичного предъявления знаний
Основные цели:
Дидактическая цель урока: Организовать совместную деятельность учащихся с целью учить сравнивать выражения, опираясь на конкретный смысл умножения
Задачи:
Предметные:учить детей сравнивать выражения на умножение путем логических рассуждений, совершенствовать вычислительные навыки
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение выражений на умножение; делать обобщение;
Логические:развивать внимание, логическое мышление, приемы сравнения, математическую речь
Коммуникативные: Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Регулятивные: выполнять учебные действия, громко-речевой и умственной форме
Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;учебно-познавательные мотивы,способность к самооценке
Планируемый результат: уметь сравнивать выражения, на основе конкретного действия умножения
Организация пространства:фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Оборудование:
1.карточки для устного счета
2.плакат с названиями компонентов при умножении;
3.Плакат с таблицей умножения
Межпредметметные связи:литературное чтение
Основные понятия: множители, произведение
Средства обучения:
Н.Б.Истомина,Учебник по математике 2 класс,ТПО №2 по математике,рабочая тетрадь,карточки с выражениями,карточки для устного счета,памятка
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.Орг. момент.
Цель: включение обучающих в деятельность на личностно-значимом уровне.
-Поздороваемся с гостями
-Проверьте, готовность к уроку.
Сегодня математика у нас.
Должны мы хорошенько поработать,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
Все удивились: «Что за класс!»
Будьте, пожалуйста, внимательнее. Улыбнемся друг другу.Начинаем работу.
2 этап. Актуализация опорных знаний и мотивация
А)Устный счет
Цель: повторение изученного материала,необходимого для «открытия нового знания»
- А начнём мы, как всегда, с устного счёта.
-На столе у вас лежат таблицы с числами,я буду называть математическое выражение,а значение данного выражения вы будете штриховать в данной таблице.
8+5 |
5*2 |
5*4 |
8*9 |
78 |
3+3+3 |
670 |
6*7 |
7+7 |
4*8 |
2*2 |
9+8 |
5+4 |
9+9 |
5*7 |
2*4 |
1.Заштрихуйте произведение чисел, 1множитель5, 2 множитель2
2.Заштрихуйте произведение чисел 5и4
3.Заштрихуйте сумму одинаковых слагаемых числа 3,взятого 3 раза
4.Заштрихуйте произведение чисел,представленное суммой одинаковых слагаемых числа 2 взятого2 раза
5.Заштрихуйте произведение чисел,представленное суммой одинаковых слагаемых числа 5 взятого 7 раз
6. Заштрихуйте сумму одинаковых слагаемых числа9,взятого2 раза
-Проверка: Встаньте ребята,у которых в таблице получилась цифра 5.Вы выполнили свою работу на отлично.
-Встаньте, те ребята, у которых не получилось найти 1 произведение?
Вы выполнили свою работу хорошо.
-Найдите в таблице произведения чисел взятых разное количество раз.( 5*2 и 5*4 )
-Как вы думаете, можем мы сравнить произведения5*2 и 5*4 не вычисляя?
- Как? (сосчитаем значение произведений и сравним)
-У кого есть другие варианты?
(проверка при помощи калькулятора)
На что можно опираться при сравнении произведения?(количество одинаковых слагаемых)
-Какие выражения мы будем сравнивать?( в которых есть одинаковые слагаемые)
-Сделаем вывод.На что будем обращать внимание?(Будем обращать внимание на количество слагаемых)
Б).Этап мотивации и целеполагания
-Понаблюдаем и проверим наш вывод,как сравнивать выражения с одинаковыми слагаемыми.А помогут нам в этом сказочные герои мультфильмасказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Кто помнит этих героев?
(Дети называют персонажей, я вывешиваю их на доску.)
-Постараемся ответить на вопрос, возникший между сказочными героями
Пёс Шарик и кот Матроскин решили построить себе новый дом. Они стали возить кирпичи в тележке для постройки нового дома.
- Первый раз Матроскин укладывал кирпичи в свою тележку так:
12 * 9,
а Шарик так:
12 * 11
У них возник спор,кто больше кирпичей привез для строительства дома.
- Не вычисляя значения произведений, помогите определить, кто больше привез кирпичей для строительства дома.(на доске появляются данные выражения)
(12 * 9 - по 12 складываем 9 раз; 12 * 11 – по 12 складываем 11 раз. Одинаковое число повторяется разное кол-во раз. Если повторить 9 раз, результат будет меньше, чем 11 раз. Значит, 12 * 9< 12 * 11).
- Как мы можем проверить себя? (На калькуляторе). Найдём значения произведений на калькуляторе. Итак,
12 * 9= 108, а 12 * 11 = 132.
-Сделаем вывод: как сравнивать произведения выражений?
У:произведения можно сравнить, опираясь на конкретный смысл умножения
3этап .Постановка учебной задачи
Как вы думаете, на какой вопрос предстоит ответить в течении урока?
(как сравнивать выражения на одинаковые слагаемые)
-Какова тема нашего урока? Прочитаем с доски тему нашего сегодняшнего урока.(Сравнение выражений на основе конкретного смысла действия умножения)
-Поставьте задачи на сегодняшний урок, опираясь на тему и проблему урока
У:научиться сравнивать выражения,опираясь на конкретный смысл умножения
-доказывать свою точку зрения
4 этап «Открытие» детьми нового знания
-Какие есть предположения?
(произведения можно сравнивать, опираясь на количество одинаковых слагаемых)
-На,что мы будем обращать внимание?
-Что нам поможет определить правильно мы размышляем или нет?(памятка,алгоритм)
Давайте сформулируем памятку, как действовать в данном случае
1. прочитаю выражения и убедюсь,что слагаемые одинаковые
2.посчитаю количество слагаемых в левой части
3Посчитаю -в правой части
4Сделаю вывод
(выслушиваются все ответы детей,и в конце вывешивается памятка)
Памятка
1 прочитаю выражения ……
2.посчитаю количество слагаемых в левой части
3Посчитаю -в правой части
4Сделаю вывод
5.Этап первичное закрепление материала
Цель: проговорить новое знание, комментированная работа в парах
)- А теперь мы оставим наших героев в Простоквашино и вернёмся в класс. Я хочу проверить, как вы поняли то, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке.
1.Работа по учебнику
-Давайте поработаем немного по учебнику.
-Откройте ваши учебники на странице 127 №410(1столбик).
- Прочитаем задание про себя:
Поставьте задачи,опираясь на задание
(сравним выражения ,опираясь на конкретный смысл умножения)
-Что будем использовать,при сравнении выражений? (памятку)
-Положили перед собой.Прочитаем хором выражения, посчитаю количество слагаемых в левой части……..,Посчитаю -в правой части………..,
Сделаю вывод……………
По аналогии остальные произведения
2.Работа в парах
У вас на столе лежат карточки.Посмотрите на эти выражения
19+19+20 19*3
220+220+220 220*4
5+5+4 5+5
6*7 6*8
5*4 4*5
-что можете сказать?
Как будете действовать?(по памятке)
-Приступили к работе в парах
Проверка чтение хором пары
Физминутка
6.Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения
1. Задача№519
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №519 на с..
-Прочитайте задачу про себя.
-Составим рисунок к задаче. О чем говорится в задаче?
-сколько в семье было человек?(4)
-изобразим
-Сколько съел каждый член семьи (по 2 пирожных)
-нарисуем
-что спрашивает вопрос задачи? Как покажем на рисунке?
-мы можем сразу ответить на вопрос задачи?
-каким действием?(*)
-запишем решение
-почему мы будем умножать 2*4,а не4*2
У:потому что по 2 пирожка взяли 4 члена семьи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Работа в парах.
Цель:
1.Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2.По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
1.Работа в ТПО
А)-Выполним задание №93 по ТПО на с.42(1-2 неравенство). Прочитайте внимательно.
-Что нужно сделать?
(Заменить суммы одинаковых слагаемых умножением.)
-Поставьте себе задачи себе индивидуально, и выполните это задание,опираясь на памятку
Проверка
В левой части Число504 взяли 4 раза,значит получим произведение 504*4, а в правой произведение чисел 504 и 5,значит произведение чисел504 и4 будет м,чем произведение чисел 504 и 5,значит ставлю знак м
По аналогии 2 неравенство
8.Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1.Организовать фиксацию нового содержания.
2.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.
3.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4.Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 7.
-Какое открытие сделали на уроке?
(Произведение чисел можно сравнить, опираясь на конкретный смысл умножение.)
У вас на столе лежит лист бумаги,составьте стихотворение,используя метод сэнквейн
В своем стихотворении отразите свое отношение к уроку и свою де-ть на уроке.
Чтение стихотворение
-Какая проблема была сегодня на уроке,какие задачи ставили на урок?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Над какими будем работать на следующем уроке ?
-Где можем в реальной жизни применять сравнение произведений
-А домашнее задание будет такое: №411 комментирование,на столе лежит карточкадля тех, кто желает выполнить задание повышенной трудности
Выставление оценок
-Спасибо.Урок закончен.