Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Педагогически запущенные дети. Из опыта работы. Кузнецова Ольга Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 68 Калининского района Санкт - Петербурга Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Российская педагогическая энциклопедия дает следующее понятие "педагогическая запущенность" - устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогический словарь, под редакцией Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность. Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок чаще всего отстает по многим предметам школьной программы, сопротивляется педагогическим воздействиям. У такого ребенка наблюдается несформированность свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, нарушается образ «Я». Он менее социально приспособлен, отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Учебно – познавательная мотивация педагогически запущенного ребенка не развита или почти полностью отсутствует. Он плохо усваивает учебный материал, не осознает цели обучения и смысл учебной деятельности, у него снижено стремление к познавательной деятельности. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно – ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. Существуют следующие виды педагогической запущенности: нравственно-педагогическая, интеллектуально-педагогическая, нравственно-эстетическая, медико-педагогическая, нравственно-трудовая. Причинами педагогической запущенности являются следующие факторы: -безразличие со стороны родителей и других близких людей, представляющих авторитет для ребенка; -постоянная необоснованная критика его поведения; -постоянные конфликты и скандалы в семье, свидетелем которых является ребенок; -чрезмерная опека со стороны родителей; -физическое насилие и отсутствие взаимного уважения между членами семьи; -унижение или порицание ребенка в присутствии сверстников в школе; -неумение налаживать контакты с друзьями, а также оскорбления и насмешки с их стороны; -частая смена учителей и школ, пропуск школьных занятий, недостаток внимания учителя к отстающему ребенку; -отсутствие корректного воспитания в семье, безнадзорность, влияние улицы; -замедленное развитие ребенка, при наличии какого-либо физического дефекта; -повышенная утомляемость, снижение работоспособности учащегося; -неподготовленность к школьному обучению; -недостаточный уровень интеллектуального развития. Последняя - одна из главных причин, которая мешает ребёнку успешно усвоить школьную программу, развитию различных компетентностей по разным учебным дисциплинам, формированию самостоятельности и творческого подхода к изучаемому материалу, которая мешает адаптации к обучению в школе. Поэтому именно у первоклассников наглядно проявляются признаки педагогической запущенности. Причем они проявляются уже не периодически, а более постоянно и начинают составлять основу будущих особенностей личности этих детей. В.А. Сухомлинский писал: «Многолетняя практика воспитательной работы, исследования умственного труда и духовной жизни детей, все это приводит к убеждению, что причины в силу которых ребенок становиться «трудным» не успевающим, в подавляющим большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях раннего детства. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит в детстве он не получил своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до восьми лет». Каждый ребенок из группы педагогически запущенных детей требует обязательного индивидуального внимания и индивидуальной работы учителя на уроках, на переменах, во внеурочной деятельности и воспитателя группы продленного дня. Педагогически запущенный ребенок ничем не отличается от сверстников при поступлении в первый класс. Но при увеличении сложности учебного материала, повышении темпа работы у школьников начинают проявляться трудности в обучении. Нередко при этом у обучающихся происходит ухудшение эмоционального состояния, возникает неуверенность в своих способностях. Как помочь таким детям? Из опыта работы в начальной школе, можно говорить о том, что педагогически запущенные дети становятся успевающими учениками. Но для этого необходимо своевременно выявить педагогическую запущенность и провести соответствующую педагогическую помощь. Огромную роль здесь играет сотрудничество с представителями детских садов, особенно воспитателями подготовительных групп. А в дальнейшем - сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, школьным Советом профилактики и, конечно же, родителями/законными представителями ребенка. Отношения с «трудными» детьми выстраиваются на основе понимания и доверия. Необходим постоянный анализ конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре. Процесс педагогической помощи при работе с «трудными детьми» основывается на позитивном стимулировании, на создании ситуаций успеха. Результатом коррекционной работы является повышение познавательной активности детей, снятие раздражительности и агрессивности у обучающихся, успешная адаптация в социуме, формирование учебно- познавательных мотивов, успешность в овладении знаниями по предметам, улучшение ситуации в семье. С 1 сентября 2022 года я являюсь классным руководителем 1 Б класса, в моем классе 34 ученика. Я начала работу с новым детским коллективом с изучения психолого-педагогических особенностей возраста обучающихся 6 – 7-летнего возраста. Провела диагностическую работу с целью выявить готовность детей к школе. Постепенно начала знакомиться и с родителями своих учеников. В моей педагогической копилке есть разработанная анкета, позволяющая получить необходимые сведения о составе семьи, проживании, образовании и месте работы родителей, ДОУ, особенностях здоровья ребенка. В заключительном пункте родители могут указать, на что учителю, по их мнению, нужно обратить внимание. В течение первых двух месяцев наблюдала за детьми. Вследствие чего была выявлена группа детей с «трудностями». Анализируя полученные данные о педагогически запущенных детях и их семьях, мною была спланирована дальнейшая работа на учебный год: 1) Для детального знакомства составить личную карту ребенка: 1. Собрать анкетные данные о семье: полный состав семьи, возраст родителей и места работы, образование. Условия проживания в семье. 2. Выяснить состояние здоровья особенности и физического развития ребенка у медицинских работников школы. 3. Проследить ступени развития, условия воспитания, когда ребенок пошёл в детский сад, как адаптировался, были ли жалобы воспитателей, опрятность и навыки самообслуживания. 4. Определить уровень эмоционального поведения, развития речи, активность и любознательность, любимые игры и занятия. 5. Выяснить ведущую руку в работе. 6. Собрать сведения о типичных конфликтах, страхах и жалобах, наличии особенностей в поведении. 2) Организовать встречи – беседы и встречи – консультации с родителями с целью выявления причин педагогической запущенности; 3) Продумать темы педагогических бесед на родительских собраниях; 4) Организовать встречи детей и родителей с психологом, социальным педагогом. При необходимости, пригласить на школьный Совет профилактики с целью постановки на внутришкольный учет или прохождении обследования в ТПМПК. 5) Проанализировать работу и наметить пути решения оставшихся проблем на следующий учебный год. На целый учебный год поставила перед детьми одну цель: «Научиться быть учениками». Для достижения этой цели дети должны запомнить правила: как вести себя на уроке, на перемене, в столовой и гардеробе, как готовиться к уроку, как работать в тетрадях, как отвечать на вопросы учителя, и самое главное как общаться со своими одноклассниками. На классных часах беседую об уважении, дружбе, взаимопомощи в детском коллективе. Организую коллективные дела, где каждый ребенок может проявить себя и лично и в группе. После весенних каникул провели несколько таких мероприятий. «Книжкина неделя»: в гости к ребятам приходили ученики 4 класса и подарили выполненные своими руками закладки, библиотекарь провела занятие по произведениям С.В. Михалкова, а первоклассники ежедневно рассказывали о своих любимых книгах, и эти книги в течение недели все ребята могли посмотреть и почитать. Затем состоялась «Космическая неделя»: дети подготовили рисунки, поделки, макеты и сообщения о космосе, космонавтах и с удовольствием рассказывали о своих работах. В рамках международного Дня Земли мы организовали выставку плакатов в защиту природы и окружающей среды нашей планеты. Создаю ситуации эмоционального переживания. Например, дети поздравляют одноклассников с днем рождения добрыми милыми пожеланиями. На внеурочных занятиях «Тропинка в профессию» с гордостью рассказывают о профессиях своих родителей. На уроках окружающего мира с большим удовольствием знакомили со своими домашними питомцами. Во время воспитательных бесед по решению конфликтов и споров всегда веду работу в едином направлении: - с уважением выслушать детей, - дать объективную оценку их поведению согласно едиными требованиями к правилам поведения, - решить конфликтную ситуацию и примирить участников. Работая в школе более 30 лет, я точно знаю, что завоевать доверие детей, их расположение, можно только своим личным учительским примером и авторитетом. Учителю очень важно всегда держать данное детям слово, выполнять свои обещания, с пониманием относится к каждому ребенку. Все это способствует развитию дружеских сплоченных отношений между детьми, позволяет раскрываться скромным и замкнутым, учит быть толерантными. Например, Родион Ш. Добрый, готовый помочь, хорошо развита речь, занимается робототехникой. Но низкая мотивация, не воспринимает требования учителей, не выполняет правила поведения на уроках. Любит общаться и играть с детьми, но вдруг начинает вести себя агрессивно, может ударить, укусить. Дети стали избегать общения с мальчиком. Родители постоянно находятся в контакте с учителем, выполняют рекомендации. Индивидуальные занятия ведет психолог. Я разбираю конфликтные ситуации с участием двух сторон; обязательно дети мирятся и просят друг у друга прощения. И обязательно стараюсь похвалить мальчика при классе за его успехи: лучший макет колодца из пластилина. Дмитрий Д. готов раздать все свои игрушки, неконфликтный. Но очень низкая мотивация, не воспринимает требования учителя к оформлению работ в тетради, не воспринимает объяснение учителя к выполнению заданий, с трудом собирает свои вещи, отвлекается. Много проводит времени в играх на планшете и в телефоне. Со стороны родителей гиперопека, гиперлюбовь и отсутствие требований к самообслуживанию, к учебной деятельности. После серьезной беседы родители ограничили доступ к гаджетам, стали индивидуально заниматься. У ребенка стали появляться ситуации успеха. Дмитрий Т. Общительный. Но очень нервный, с трудом воспринимал незнакомых взрослых – учителей, большие группы людей, громкую речь или шум, начинались истерики. Родители не скрывали проблему, но и не решали ее самостоятельно, не обращались за медицинскими рекомендациями. Ребенок будет проходить обследование на ТПМПК. Со своей стороны стараюсь пресекать ситуации истерик, переключить внимание, разговариваю спокойно и доверительно, иногда важен тактильный контакт. Кирилл Г. не хочет учиться, демонстрирует это нежелание. Мама знала о низкой мотивации ребенка, но не сразу стала выполнять рекомендации учителя. До поступления в школу родители не предъявляли к ребенку требования и правила самообслуживания, хотели продлить период беззаботного детства. Когда мальчик столкнулся с тем, что в школе нужно выполнять задания учителя и стараться, то произошел внутренний протест. Мама начала проявлять настойчивость, требовать, уделять время для индивидуальных занятий. Со своей стороны видя даже незначительные успехи, поддерживаю и хвалю. Созданная учителем, ситуация успеха помогает «трудному» ребенку поверить в себя и свои силы, способствует появлению желания учиться. Ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от первых успехов в учебе, повышается уровень учебной мотивации, появляется стойкий интерес к учебному процессу. В течение учебного года провожу для родителей «трудных» детей консультации, индивидуальные беседы. Цель этих встреч – деликатно познакомить родителей с проблемами их детей, привлечь к совместной деятельности по их решению. Учителю важно и в работе с родителями укрепить свой авторитет, чтобы каждый родитель доверял, видел в педагоге своего союзника. Хорошим стимулом к плодотворной и доверительной совместной работе в направлении «учитель - родители «трудных» детей» является создание ситуаций успеха для родителей: поддержать, похвалить, подбодрить. Из опыта своей долгой педагогической деятельности могу с уверенностью сказать, что классный руководитель в начальных классах – это и учитель, и воспитатель, но самое главное – наставник для учащихся и их родителей. От мудрости наставника зависит успешность каждого ученика!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»