Творческое развитие младших школьников
Илькухина Инна Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 43 Приморского района Санкт-Петербурга
Эпиграф к собранию:
“Творчество — способ существования личности, только в творчестве осуществляется личность, а отсутствие творчества означает отсутствие личности”. (А.А. Никифоров)
Цель:
Требуется родителям представить важность развития творческого потенциала для совершенствовании способностей ребёнка и обеспечения мероприятий по его реализации.
Задачи:
- представить перечень возможностей развития ребенка в рамках проведения урока и во внеурочное время;
- представить разработанные задачи реализации творческого потенциала ребенка, которые необходимо решать детям совместно с учителем;
- представить родителям возможность поделиться собственным опытом укрепления семейных связей;
- подготовить объяснение родителям о целесообразности развития у обучающихся разных способностей, в том числе отвечающих за развитие творчества;
- предоставить для родителей возможность коммуникации в обмене информации о своих детях;
- формирование предпосылок для создания условия для совместной творческой работы ПЕДАГОГ-ДЕТИ-РОДИТЕЛИ;
Ожидаемые результаты:
- вовлечение всех участников процесса творческого взаимодействия по линии учитель, дети и их родители в рамках реализации технологии воспитательно-образовательный процесс;
- ознакомление родителей с работой учителя и результаты обучения в начальной школе по получению компетенций детьми;
- заинтересованность родителей работой дополнительного образовательного учреждения для детей;
- мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения творческих способностей их детьми.
- В целях первого шага целесообразно провести социологическое исследование, в рамках которого необходимо выявить количество обучающихся, дополнительно получающих образование, как это влияние этого на статус в классе, на общение ребенка со своими сверстниками и взрослыми.
- Сформировать материал для проведения лекции с родителями.
- На доске процитировать авторитетный источник о о взаимосвязи творчества и личности.
- Разместить таблички для обозначения внеурочной деятельности ребёнка.
- Листочки с опорными вопросами для каждой группы.
- Презентация.
I. Слово учителя
-Уважаемые родители! Вам предоставлена возможность выбрать таблички в соответствии с направленностью занятости ваших детей. Если есть дети, которые до сих пор, не имели возможность выбрать для себя дополнительную нагрузку, то прошу родителей этих детей присоединиться к той группе, к которой они посчитают сами.
Хотела бы обратить внимание, что после предварительного знакомства с вашими детьми, которое проходило после дошкольного заведения, было нескольких аспектов: дети сами по себе были зажаты, скованы, не шли на коммуникацию со своим будущим учителем, не пытались проявить творческое начало при прохождении материала по окружающему миру, литературному чтению.
У детей вызывали затруднения задания творческого характера: что-то придумать, проиграть, сочинить.
Чтобы нивелировать угрозы снижения темпов развития мы начали изучать грамоту, делая акцент на стремлении и необходимости самостоятельно выражать грамотно, четко и объемно выражать фантазии, то , что они хотят донести окружающим. Уже при обучении во втором классе мы идем по пути усложнения, дополняя полученные компетенции при прохождении литературного чтения специальными играми в целях получения ответа на интересующие вопросы, беглое прочтение и заучивание пословиц, скороговорок. Это позволяет сформировать новый виток творческих способностей.
Но на уроках уделять развитию творческих способностей время ограничено. Это предоставляют дополнительные образовательные учреждения. Поэтому необходимо использовать возможность для развития творческих способностей ребёнка.
Для развития творческих способностей необходимо создание условий, для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Все чаще родители пытаются вложить как можно больше информации в своих детей, поэтому делают уклон в пользу дополнительных учреждений, которые позволяют заниматься во внеурочное время различными точными предметами типа информатики, математики. При этом как правило музыкальные, хореографические занятия остаются при принятии решении родителями по остаточному принципу.
Для того, чтобы собрать статистику по распределению детей по различным кружкам и секциям необходимо провести опрос с фиксацией полученной информации по Приложению 1 с учетом работы с репетитором.
Цель наша заключается в следующем: у детей хорошие творческие задатки, которые необходимо развивать. Дети творческие, но не все из них занимаются реальностью.
Чтобы ребёнок развивался, успешно учился, недостаточно воздействовать только на его левое полушарие. По наблюдениям психологов, занятия детей искусством с раннего возраста помогут им лучше усвоить школьные предметы.
Также стоит обратить внимание на то, что дополнительные занятия у ребенка позволяют нивелировать перегрузку. Этому способствуют занятия физической культурой, занятия в кружках с техническим уклоном. Переключение на разные области деятельности позволяет разгрузиться и не допускать перенапряжение.
По результатам тестирования школьных психологов выявлено, что производительность работы школьников после проведения уроков изобразительного искусства возрастает до 60%. Это подтверждает гипотезу, указанную выше. Это необходимо пропагандировать и развивать.
И, наконец, последние наблюдения. Дети, которые получают дополнительное образование, как правило, более коммуникабельны, активны, творчески подходят к выполнению различных поручений.
Сегодняшний срез по профессиям, наиболее получившим распространение, говорит о том, что помимо хороших специалистов в области точных наук, медицины, техники у общества также есть запрос на творческих людей.
II. Этап выступления групп родителей.
(Общение родителей в тесном кругу (группе)).
1гр. – группа «Музыканты»;
2 гр. – группа «Спортсмены»;
3 гр. – группа «Художники»;
4 гр. – группа «Мастера прикладного искусства».
- Задача для родителей определить для себя и обсудить с другими родителями возможности, которые предоставляют новые занятия для их детей. Поскольку не исключено, что к вашей позиции примкнут и родители других детей.
Профилактика собрания:
- обсуждение в группах;
- по 3-5 высказываний родителей.
- Что повлияло на ваш выбор в пользу записи ребенка в дополнительное образовательное учреждение?
- Как выбранный вид деятельности позволяет и способствует развитию способности ребёнка?
- Можете ли объяснить влияние, которое оказывает на ребенка музыка, спорт, изобразительное искусство, прикладное искусство повлияет на дальнейшую жизнь ребёнка?
- Чтобы Вы посоветовали родителям, у которых дети нигде не занимаются?
- В ходе собрания выступила группа «родителей – музыкантов».
Итог: музыка развивает индивидуальные способности, воображение, волю.
- В ходе собрания выступила группа «родителей – спортсменов».
Итог: спорт развивает физическую силу, ловкость, быстроту, сноровку, учит переживать неудачу, скорость реакции в трудной жизненной ситуации.
- В ходе собрания выступила группа «родителей – художников».
Итог: изобразительное искусство развивает творческие способности, духовность, нравственность, умение самому создавать эту красоту, учит трудолюбию.
- В ходе собрания выступила группа «родителей – мастеров прикладного искусства».
Итог: прикладное искусство развивает мелкую моторику рук, фантазию, умение создавать коллективные работы. Позволяет понять не то, что человек видит красивое, а что может создать сам.
III. Подведение итогов родительского собрания.
- Дополнительные кружки для ребенка обеспечивает развитие нравственных качеств таких как доброта, сопереживание и необходимо подчеркнуть формирование красоты в окружающем мире, в отношениях с людьми.
- Также занятия в учреждениях дополнительного образования позволяют ребёнку развить способности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
- Для нивелирования перегрузки требуется обучающимся делать перерывы в смене деятельности: танцы, изобразительное искусство, лепка, активный отдых и пр.
- Начало еще в раннем возрасте занятиями спортом или физической культурой, что в дальнейшем повлияет на самооценку ребенка, на его статус среди сверстников в школе и классе, на успешность овладения предметами.
- Обучение в учреждениях дополнительного образования развивает творческие способности детей, позволяя им реализоваться в будущем в любой профессии.
- Провести беседы – презентации с участием детей, подготовить рассказ о своём творчестве.
Итог родительского собрания:
1. 3 человека записались в спортивную школу, 2 человека в кружки на прикладное искусство и 2 в музыкальную школу.
2. Родительское собрание подтолкнуло отдать ребёнка в спортивное, музыкальное образовательное учреждение и в дом детского творчества.
3. Каждый родитель получил памятку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дополнительное образование учащихся
Таблица 1
№ п/п | Ф.И. | Музык. школа |
Спорт. секции |
Худ. школа | По предметам |
1. | |||||
2. |
Памятка для родителей
- Просьба для родителей быть лояльными и толерантными по отношению к мыслям и предложениям, идеям, которые изначально не находят у Вас отклика по своей направленности. Постарайтесь отвечать на все вопросы, даже в том случае если они сперва вам могут показаться несколько странными и выходящими за грань обычного понимания вещей.
- Необходимо обеспечить помощь ребенку в том, чтобы с большой силой оценить в себе потенциал творчества.
- Найти выражения и слова для оказания поддержки по формированию новые творческих проектов, которые могут возникнуть у ребенка. Необходимо избегать подвергать критике начинания ребенка, даже если они неудачно. В противном случае ребенок может потерять интерес к творчеству, замкнуться в себе.
- Активная родительская поддержка, домашнее обучение особенно важны и необходимы в младшем школьном возрасте. В процессе поддержки идет постоянная адаптация к ребенку, который познает свой талант.
Продолжать развивать творческие способности у детей, используя информацию на родительском собрании.
Ознакомить с информацией о режиме работы кружков и секций учащихся класса.
Провести беседы с выступлением детей о своём творчестве.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 2. М., 1982.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5 – 17.
4. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29 – 33.
5. Шумакова Н. Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и педагогике. 1991. № 1. С. 44 – 50.
6. «Начальная школа» №10, 2001 «Развитие творческих способностей учащихся»
7. «Начальная школа» №10, 1995 «Развивающие аспекты первоклассников»