Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Теоретическая основа развития познавательного интереса у младшего школьника Титова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов ГБОУ школа №94 Выборгского района Санкт- Петербурга Основной организационной формой обучения в школе является урок. Урок выполняет функцию обогащения духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Обычно дети младшего школьного возраста с удовольствием идут в школу, так как подразумевается, что им будет интересно, но постепенно школьный процесс становится для многих рутиной и новизна уже не кажется такой привлекательной. Понятие «интерес» имеет множество значений. По мнению Давыдова В.В. «интерес» -это внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным и привлекательным. [1, с. 542] Щукина Г.И рассматривает «интерес» как качество личности, которое определяет направленность деятельности и поведения индивида. Но если обобщить все мнения о понятии «интерес», то можно сделать вывод, что интерес – это эмоциональный процесс, который связан с желанием узнать новые факты, глубже разобраться в заинтересованной теме. Также, следует упомянуть, что интерес является положительным процессом, так как без позитивного подхода к делу, интерес сложно удовлетворить. Достижение интереса вызывает у детей не его угасание, а наоборот, вызывает новые интересы. Интересы людей и непосредственно детей разнообразны: художественные, эстетические, познавательные и т. д. Познавательный интерес является одним из важнейших интересов в жизни ребенка. Он включает в себя приобретение школьниками знаний, которые со временем только расширяются. В большей степени познавательный интерес направлен на овладение знаниями по школьным предметам, и в результате усиленной подготовки ребенок может выделиться своими знаниями среди своих одноклассников. Параллельно с развитием интереса идет развитие таких личностных качеств как наблюдательность, стремление к поиску, старательность и самостоятельность. Под влиянием интереса, познание становится полезным и необходимым для развития личности. Интерес к деятельности способен побудить человека к дальнейшей деятельности. Также, познавательный интерес может носить интеллектуальный характер. Например, С. Л. Рубинштейн говорит о том, что интерес – это сосредоточенность мыслей на определенном предмете или действии, вызывающая потребность поближе ознакомиться с этим явлением, глубже в него вникнуть. [2, с. 142] Одним из аспектов познавательного интереса является мотив личности. Мотивация – это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Также в современной психологии выделяют два аспекта мотивации. Один из них - внешняя мотивация. Она проявляется во внешней стимуляции, например, поощрения, отметки, наказания. Но такая мотивация не зависит от личности ребенка. Еще выделяют внутреннюю мотивацию, которая связана не с внешними факторами, а с содержанием деятельности. В качестве внутренней мотивации используется возможность личностного роста, ощущение нужности, творчества, исполнение мечты. Внутренняя мотивация ребенка – это также рассмотрение своего труда как оплачиваемое хобби. По нашему мнению, следует использовать оба вида мотивации, главное, чтобы соблюдался баланс между внутренней и внешней мотивациями. Редко, когда в младшем школьном возрасте интерес может развиться до потребности, но уже в этом возрасте формируется интерес к учебным предметам, развиваются стремления к познанию и к практическому применению теоретических знаний. Познавательный интерес, однако, носит избирательный характер. Если взрослый понимает значимость той или иной области изучения, то ребенок не всегда понимает значимость отдельных отраслей деятельности, и задача взрослого объяснить и показать ребенку важность данной области изучения. Ведь нередко, когда познавательный интерес ребенка направлен только на те области знаний, в которых он испытывает нужду и потребность, это может являться значимым для него, а не для человечества в целом. Познавательный интерес младшего школьника не ограничивается школьными предметами. Если расширить понятие «познавательный интерес», то он предполагает также, например, интерес к истории и культуре родного края, а также других народов и национальностей. В современной психологии различают несколько видов познавательного интереса. Во-первых, устойчивый и неустойчивый интерес. Устойчивый интерес наиболее сильно определяют важные потребности личности, они становятся существенными для ребенка, а неустойчивые интересы имеют кратковременный характер для личности ребенка и быстро исчезают. Также выделяют непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес характеризуется интересом именно к процессу познания, труда, творчества, в отличие от опосредованного интереса, который считается интересом к результатам познавательной деятельности. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы чаще всего ограничиваются лишь созерцанием за деятельностью, в то время как активные – это действие. Помимо всего прочего выделяют интересы по объему – глубокий и поверхностный. Глубокий интерес отличается от поверхностного тем, что ребенок при этом пытается как можно глубже проникнуть в предмет познания, как можно лучше овладеть определенной деятельностью. Познавательная деятельность не рождается вместе с человеком, он формируется в процессе всей жизни. И учитель должен помочь ребенку воспитать в себе интерес к познанию, так как без побуждения к деятельности ученика, учитель не сможет достичь поставленной им цели на уроке. Таким образом, можно сделать вывод, что интерес – это глубокий внутренний мотив учения, который вызывает чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса, повышает работоспособность. Педагогический закон говорит о том, что, чтобы приобщить ребенка к какой-либо деятельности, для начала надо его заинтересовать, надо сделать так, чтобы ребенок сам хотел это сделать, а учитель выполнял лишь контролирующую функцию. Ведь когда ребенок приходит в школу, у него как таковые отсутствуют мотивы учебной деятельности, для него все ново и неизвестно. И для того, чтобы заинтересовать ребенка, надо связать новое с уже известным ему. Также следует постепенно приобщать ребенка к новым видам деятельности, чтобы он не сразу вникал в процесс, а входил в него плавно. Вначале восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Интерес ребенка привлекает не значимость предмета или явления, а его внешняя характеристика. Например, ребенок быстрее обратит внимание на что-нибудь яркое, выделяющееся на общем фоне, нежели на что-то привычное его глазу. Также ученика проще заинтересовать чем-то, что вызывает в нем чувства и эмоции, так как это вызывает в нем интерес, заинтересованность. Когда только ученик поступает в школу, ему важно знать и понимать, как и что делать, где он сделал правильно, а где ошибся. И задача учителя объяснять ученику его ошибки так, чтобы ученик был заинтересован самостоятельно находить свои ошибки, чтобы он был заинтересован в понимании причин их появления и предотвращении в последующих случаях. Также учителю важно распознавать интерес к какой-либо деятельности ученика, будь то история или чтение. Ребенок может проявлять свой интерес открыто, например, говорить об этом, восхищаться, то есть проявлять эмоциональное отношение к понравившейся деятельности. А также ребенок может это проявлять в своей работе. При выполнении какой-либо деятельности он может испытывать наслаждение от самого процесса, он будет кропотливо и усердно работать, а его работы будут отличаться аккуратностью. И учителю важно развить в нем эту заинтересованность, чтобы он начал размышлять о сути явления, особенностях, хотел узнать больше теоретических знаний. Необходимо различать понятие интереса и занимательности. Желание рассмотреть что-либо на уроке, не вникая в суть, является занимательностью, но если правильно это использовать, то занимательность может легко перерасти в интерес. Например, в ходе проблемного обучения учитель создает ситуацию для проявления творчества, побуждает учащихся думать и самостоятельно находить решения, а не действовать по аналогии. Ребенку интересно добраться до истины, в нем просыпается азарт и дух соперничества, что может активизировать познавательный интерес. Один из немаловажных факторов при работе в воспитании познавательного интереса у младшего школьника - это отношение самого учителя к деятельности. Если ребенок видит, что учитель не заинтересован в своей работе, что в нем оно не вызывает никаких чувств, то ребенок подумает, что раз взрослому это не нравится, то и мне не должно нравится. Таким образом, учитель своим примером может отпугнуть ученика от интереса в познании какой-либо области изучения, а иногда и самого предмета. Если учитель хочет воспитать в ребенке познавательный интерес к школьным предметам, то ему не стоит проявлять негативное отношение к этим предметам. В воспитании познавательного интереса у младших школьников можно определить несколько этапов. Изначально познавательный интерес возникает в виде заинтересованности, любопытства. Это неустойчивый вид интереса, так как он не влияет на другие виды деятельности и вызван импульсивным порывом. То есть, если не подкреплять этот интерес, то он также легко может исчезнуть, как и возник .Следующей ступенью познавательного интереса является любознательность, когда ребенок проявляет интерес разобраться в явлении. Такой ученик на уроке обычно активен, он задает вопросы, вступает в диалог с учителям, отвечает на поставленные вопросы. Но, несмотря на это любознательность не всегда может распространить интерес на весь предмет. Чаще всего это ограничивается одной темой. Любознательность всегда может перетечь в устойчивый интерес всего предмета, но для этого учителю надо поддерживать ученика и поощрять его в постижении новых знаний. Руководителю надо создавать внутри предметные и межпредметные связи, показывая, что одно явление вытекает из другого и что все взаимосвязано. В первые годы обучения особенно сильно заметно как развивается познавательный интерес, ребенок стремится, как можно больше узнать, увидеть. Если в первые годы обучения ребенку больше интересно, что это такое, то в последующем он уже интересуется, как это происходит и почему. К 3 классу ребенок начинает дифференцировать учебные интересы, и уже становится заметно, какой предмет ему нравится больше, а какой меньше. Но познавательные интересы школьников до сих пор остаются эпизодическими и чаще всего возникают под влиянием урока и начинают угасать с концом урока, либо, когда ребенок удовлетворит свой интерес. Устойчивый познавательный интерес формируется различными способами. Чрезвычайно эффективным и занимательным способом является создание эффекта неожиданности, что вызывает у детей удивление, любопытство, а вмести с ним и интерес. Например, в процессе игры ребенок, выполняя определенные действия, с интересом вникает в процесс урока, пытаясь узнать, что же еще ему предстоит преодолеть на уроке. Систематичноеприменениеэтогоидругихспособов способствует формированию устойчивого познавательного интереса. Список литературы 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./ В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. – 542 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Т.1./ С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, - 1989. – 142 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»