Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности деятельности учителя начальных
классов в современных условиях

Евсеева Татьяна Леонидовна
На деятельность современного учителя оказывает влияние целый ряд факторов. И это не только личные и профессиональные качества. Хотя и они, безусловно, находятся в первоочередном списке. Это и экологическая, политическая, экономическая обстановка, здоровье и социальное окружение самого педагога, его семья и обязанности. 
  Общаясь с современными детьми в ходе как урочной, так и неурочной деятельности, мною были обнаружен ряд особенностей этих детей, на мой взгляд вызывающих некоторые затруднения в работе с ними. В первую очередь отмечу, что современные дети не любят физический труд, неохотно выполняют трудовые поручения. Для них проще подготовить презентацию и выступление, чем навести порядок в классе. Кроме того, дети поколения Z менее амбициозны, нетерпеливы, сосредоточены на краткосрочных целях, их труднее заинтересовать в ходе проведения традиционных уроков. Такие дети настаивают на собственном принятии решений, не терпят контроля извне, поэтому командные методы работы для них не подходят. Часто приходится наблюдать ярко выраженную гиперактивность современного поколения, что также усложняет процесс проведения урока.
Однако, наряду с этим можно также наблюдать, как возросла способность этих детей к многозадачности: они могут одновременно делать уроки, слушать музыку, «бродить в сети». Это часто приводит к рассеянности, дефициту внимания. Дети предпочитают воспринимать информацию в виде картинок и схем, чем углубляться в чтение текста. Неспособность системно воспринимать информацию, системно мыслить, и, как следствие, излагать свои мысли. У них больше развита кратковременная память, чем долговременная. Это и понятно, ведь современный ребёнок умеет и имеет возможность искать и находить информацию, ему нет смысла хранить её в долговременной памяти. Для нас, учителей, порой непостижимо, что ребёнок не может удержать в памяти простейший текст или строки знакомого с детства стихотворения. И мы заставляем его «зубрить», пытаемся заполнить память ребёнка многочисленными, часто разрозненными знаниями. Мы не задумываемся о том, что эти дети будут жить в другое время и им, возможно, не понадобится знание стихов М.Ю. Лермонтова, достаточно будет иметь под рукой современный гаджет с выходом во всемирную сеть.
Не трудно заметить, насколько мы и наши дети отличаемся друг от друга в плане скорости освоения инновационных технологий. Современные дети с младенчества видят гаджеты, в раннем детстве получают их в руки, а к школе уже свободно пользуются и являются активными пользователями всемирной сети. Часто встречается такая картина: ученики более подкованы в плане овладения ресурсами интернета, чем их учителя. Действительно, для детей нет проблем создать и вести несколько аккаунтов в социальных сетях, общаться на форумах, играть в онлайн игры. Они живут в сети. Для них нет различий между реальной и виртуальной жизнью: и там, и там они чувствуют себя одинаково свободно и уверенно.
Современные дети обладают рядом особенностей, которые, как правило, значительно усложняют работу учителя:
• Зависимы от IT.
• Нетерпеливы, сосредоточены на краткосрочных целях.
• Менее амбициозны.
• Более ориентированы на потребление.
• Индивидуалистичны, не склонны становится частью групп, настаивают на собственном принятии решений.
• Обладают клиповым мышлением (способностью краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого яркого посыла).
• Испытывают затруднения в системном восприятии информации, системном мышлении и, соответственно, в изложении своих мыслей.
• Феноменом современного поколения является возросшая способность к многозадачности (могут одновременно делать уроки, слушать музыку, «бродить» в сети), что нередко приводит к рассеянности, гиперактивности, дефициту внимания.
• Предпочитают воспринимать информацию в вид картинок и схем, чем углубляться в чтение текста.
• Кратковременная память преобладает над долговременной.
  Современный ребёнок умеет и имеет возможность искать информацию, ему нет смысла хранить её в долговременной памяти. Интернет формирует сейчас и будет дальше формировать взгляды нового поколения. Снижается уровень человеческой коммуникации, возрастает уровень коммуникации техногенной. В связи с вышеизложенным наблюдается как ряд положительных, так и отрицательных тенденций.
Положительные:
• Повышение интеллектуального уровня.
• Увеличение количества одарённых детей в разных сферах.
Отрицательные:
• Рост одиночества, отверженности.
• Низкий уровень коммуникативной компетентности.
• Рост тревожности, неверия в себя.
По сравнению с предыдущими поколениями у современных детей ещё более обостряется конфликт отцов и детей. Как воспитывать современных детей:
• Не усердствуйте с запретами
• Не отгораживайтесь от информации, а помогайте систематизировать ее • Поощряйте стремление к самореализации
• Не поучайте фразами типа «Я в твои годы…»
• Делитесь представлениями о жизни, а не навязывайте их.
• Уважайте мнение детей
• Поддерживайте отношение на равных
• Вникайте в их интересы, учитесь у них
• Помогайте «оставаться в реальности»
• Поощряйте успехи
• Говорите о своих требованиях коротко и чётко
• Не отбирайте гаджеты, не отнимайте возможности социальных сетей
• Займите их досуг
• Объясняйте о существовании опасностей в мире интернета
• Приглашайте их друзей в гости
• Общайтесь чаще, без дежурных вопросов, нравоучений
• Не пытайтесь изменить ребёнка, сделать из него человека со своими убеждениями
• Станьте положительным примером разумного использования технологий для ребёнка
1.1. Особенности моей методической системы
В современном обществе снижается уровень коммуникативной компетентности, особенно хорошо это можно заменить, глядя на то, как общаются дети. Одна из целей на моих уроках – учить детей общению, коммуникативному взаимодействию, умению договариваться, находить компромисс, уступать/ отстаивать свою точку зрения. Ещё одна цель, которую ставлю на своих уроках – учить учиться. То есть не только помочь детям усвоить знания, но, самое главное, научить применять их на практике, в жизни; заинтересовать учащихся познавательной деятельностью. У современных детей нет проблем добыть информацию (здесь им помогают технологии, гаджеты, умение пользоваться сетью), они не задумываются, что не вся информация в сети может быть правдива и достоверна. Поэтому на моих уроках дети пробуют работать с информацией, учатся анализировать ее, выделять главное и интересное. Кроме того, в ходе уроков учащиеся принимают решения, осуществляют осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Поскольку современные дети не любят контроля извне, считаю важным развивать навыки самоконтроля на уроках.  В силу того, что я работаю с детьми младшего школьного возраста, чаще использую наглядные и практические методы, а также активные формы взаимодействия.  В младшем школьном возрасте у детей сохраняется наглядно-образное мышление, в связи с этим использую в работе с детьми демонстрационные средства обучения (гербарии, модели). Считаю целесообразным в работе с современными детьми использовать так же электронные образовательные ресурсы (например, мультимедийные энциклопедии) и аудиовизуальные средства (слайды, учебные фильмы), так как технологии им понятны, близки и интересны. Чаще всего печатные средства обучения (учебники и рабочие тетради) используются для выполнения домашних заданий.  Для проведения уроков мною используются фронтальные и групповые формы организации обучения. Именно при работе в группах достигается такая цель, как совершенствование коммуникативного общения.
1.2. Здоровьесберегающая деятельность учителя.
Не секрет, что здоровьесберегающие технологии помогают не только сохранить здоровье ребенка, но и увеличить производительность урока за счёт отдыха и смены видов деятельности. Работая в начальной школе, на своих уроках я обязательно использую здоровьесберегающие технологии. В первую очередь это выражается в проведении физминуток, так как создание двигательной активности на уроках обязательно в этом возрасте. Часто на уроках проводится несколько физминуток (особенно в первых классах). В этом случае одна из них – динамическая пауза, другая – гимнастика для глаз, которая проводится в положении стоя, или упражнения на концентрацию внимания (так же проводятся в положении стоя). Иногда на уроках в качестве здоровьесберегающие технологий использую музыкальную терапию. Прослушивание аудиозаписей может быть связано с тематикой урока (сказка, звуки леса и т.д.) или дети могут выполнять какое-нибудь письменное задание под тихую ненавязчивую музыку. Если позволяет ситуация, при прослушивании звуков природы предлагаю закрыть глаза и убрать. Пальчиковая гимнастика также используется на моих уроках, но не стоит на первом месте. Обычно дети занимаются ею в первом классе, работая со счетными палочками. Они катают палочки пальцами по столу, между ладонями. Так же можно использовать карандаши. В работе с детьми начальной школы важный аспект – следить за правильной посадкой и осанкой, так как большинство детей испытывают трудности в этом моменте.
 1.3. Новые формы организации учебной деятельности
Интегративные практики приобретают всё большую популярность в организации учебной деятельности, поскольку имеют неоспоримый ряд преимуществ. Развитие коммуникативных навыков учащихся (обсуждение проблем как со сверстниками, так и со взрослыми; аргументирование своей позиции; дети учатся высказывать идеи и предложения в корректной форме; учатся спорить). Развитие метапредметных УУД (учащиеся учатся принимать и понимать поставленную перед ними задачу, находить приемы и способы для ее решения, осознают важность этой задачи в концепции деятельности группы, доводят до конца поставленную задачу, производят оценку своих действий и оценку работе других. Развитие личностных УУД. Погружение (учащиеся оказываются вовлеченными в разные виды деятельности; гораздо лучше удается добиться поставленных целей, когда дети познают события изнутри, являясь непосредственными участниками). Вместе с тем интегративные практики достаточно трудно организовать, требуется участие почти всего педагогического коллектива. В своей работе с младшими школьниками нахожу возможным использование следующих занятий:
Занятие - тренинг по коррекции агрессивного поведения детей:
• Игра «Комплименты» (создание позитивного настроения)
• Дискуссия «Согласен - не согласен» (можно провести как классный час с целью профилактики агрессивного поведения)
• Арт-терапевтическое упражнение «Кляксы» (как вариант проведения урока технологии с целью снятия агрессии)
• Игра «Поросячьи бега» (переделать в игру на внимание с целью снять напряжение)
Занятие «Моральные дилеммы» в адаптированном варианте можно использовать как вариант проведения классного часа-дискуссии с целью формирования нравственных качеств.
1.4. Коучинг в моем предмете: как его можно использовать.
Коучинг в образовании — это личностный подход, поддержка ребенка, формирование мышления успеха, определение его сильных сторон, осознанное участие в процессе и достижении конкретных результатов. В работе с детьми младшего школьного возраста открывается много возможностей для коучинга. Поскольку я преподаю сразу несколько предметов, то и коучинг-приемы в каждом из них будут различаться. Например, на уроках чтения можно побуждать учащихся к размышлениям, задавая вопросы: -Какие ещё решения он мог бы принять в той ситуации? -А что бы сделал ты, будь ты на его месте? -А как ты думаешь, как себя чувствует человек в такой ситуации? На уроках по окружающему миру, знакомясь с явлениями и объектами живой и неживой природы, я провожу уроки-экскурсии, выходы на природу при непосредственном контакте с этими объектами. Можно предложить ученикам создавать проектные группы, в которых они могут проводить исследование различных явлений. Даже разбирая контрольную работу, нужно отмечать то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивать то, что выполнено не так – это тоже способствует мотивации ребенка. Есть универсальные коучинг-приемы, которые можно использовать на любом предмете: самостоятельная работа или творческие задания на уроке, самопроверка или взаимопроверка, мозговые штурмы, открытые вопросы, повышение осознанности и мотивации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»