Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Активно-игровые формы в учебно-воспитательном процессе

Самарина Елена Владимировна
Игра нулевой особый вид деятельности.
Во - первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра -деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Во - вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее, говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному - такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию.
В- третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека, к какому - то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра - дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре, заложена возможность, незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В - четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности.
В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе
своей диагностична.
В - пятых, игра - самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек - не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении - никто, не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра - общение равных.
Отмеченные особенности предают игре особое педагогическое значение, наделяя его ролью чрезвычайной:
игра - фактор развития ребенка;
игра - способ приобщения ребенка к миру культуры;
игра - щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умением; игра - ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой
деятельности;
игра - мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений; игра - деликатное диагностирование социального развития ребенка; игра - профессионально изящная форма социально - психологического тренинга;
игра - способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности,
игра - один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Переходя на четырехлетнее обучение, в начальных классах поставил перед учителем ряд сложных задач, для успешного решения которых от него требуется глубокое осмысление содержания новых учебных программ, знания психофизических особенностей шестилеток, овладение наиболее эффективными средствами и методами обучения и их интенсивное использование.
В процессе обучения детей шестилетнего возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания учащимися учебного материала в процессе многократного повторения практических действий.
Здесь важно сочетать использование демонстрационного, наглядного материала с одновременной практической деятельностью учащихся с индивидуальным дидактическим материалом. От действий с конкретными объемными предметами учитель постепенно переходит к плоскостному дидактическому материалу (предметные картинки), а затем к еще более абстрактному (геометрические фигурки, счетные палочки, звуковые модели слов).
У шестилетних детей преобладает непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.
Одним из ведущих методов обучения у шестилетних первоклассников
является дидактическая игра.  Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического его использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнения, анализ, умозаключения и т.д. Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость.
В умело построенной игре, дети систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия.
Многие игры помогают повторить полученные знания в системе, в новых условиях, что способствует более глубокому усвоению пройденного. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей. Игре свойствен динамизм, поэтому в ней допустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.
Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определенного темпа, в предоставлении детям относительно большой самостоятельности. Должна быть четко поставлена цель игры.
С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формирующие, у учащихся навыки контроля и самоконтроля «например, математическое домино». Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
 
ВИДЫ ИГР.
«Незадачливый математик»
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
2 + 6 =...     1…8 = 9
… - 2  =  8            7 - … = 5
9...3 = б          8 + 1 = ...
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами и знаками ( 2, 8, 10, 9, + ,  -) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решил примеры и ответы записал на кленовых листиках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился, как же теперь ему быть? Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.
По вызову учителя дети выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски «точно по курсу».
На доске записаны примеры без ответов:

 
5 -3= 7+2 = 1+5=
10 - 2= 4+3 = 6-3=
6+ 4= 9 – 5 = 10-5=
 
 
Внизу под примерами выставляются бумажные кораблики. На парусе каждого из них записаны цифры (8, 2, 9, 10, 7, 3, 4, 6, 5), которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске. На каждом парусе записан только один из вышеперечисленных ответов.
Можно предложить детям такую ситуацию: в море начался шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. Вызванные, к доске учащиеся берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля. Игру можно провести как соревнование. Для этого надо вызвать трех учеников (количество вызванных учеников должно соответствовать числу записанных на доске столбиков, примеров). Кто быстрее проведет по курсу все свои корабли (т.е. найдет точный ответ к каждому примеру своего столбика), тот считается лучшим капитаном.
 
«Составим букет». Заранее приготовить из бумаги изображения цветов и листиков. На обратной стороне каждой фигурки приклеивается кармашек, куда можно вставить карточку с записанным примером. Все фигурки цветов и листьев раскладываются на полочки возле доски. К фланелеграфу учитель прикладывает вырезанные из цветной бумаги изображения вазы для цветов и двух - трех веточек.
Ученик подходит к полочке, берет понравившийся ему цветок и решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример будет решен, верно, ученик прикрепляет свой цветок к фланелеграфу. Если ученику не удалось найти правильный ответ, ему помогает другой ученик, который и прикрепляет свой цветок. Так собирается большой букет. В конце игры подсчитывается, ученики, из какого ряда собрали больше всех цветов для букета.
Хорошо использовать сюжетные игры на протяжении всего учебного дня. В апреле, в канун Дня космонавтики, ребята вместе со своей учительницей могут совершить «Полет в космос». Объединенный одной сюжетной линией учебный день дает возможность учителю поддерживать постоянный интерес к работе, формировать у детей внимание, развивать самоконтроль и детское воображение.
Игровым материалом для уроков могут стать веселые задачи - шутки, загадки, скороговорки, ребусы и т.д. Они несут не только в себе эмоциональный заряд, но и, забавляя, учат.
На уроке обучения грамоте можно провести игру – шутку « Буква – озорница». Одна из игр помогает учащимся в определении звуковой структуры слова и развития логического мышления. Вот как звучат эти строчки.
                       
                        Тащит мышонку в норку
                        Огромную хлебную Горку
 
                         Русская красавица
                         Своей коЗою славится.
                       
                          На поляне весной
                          Вырос Зуб молодой.
                         
                          У Печки с удочкой сижу
                          От рыбы глаз не отвожу.
 
На уроке математики дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесённые в игровой форме. Этот приём удачно разнообразит устный счёт, вносит в урок оживление, помогает развивать воображение и память. Для этого лучше использовать задачи в стихотворной форме.
5 – 1 = 4         Пять малышек – медвежат
                        Мама уложила спать,
                        Одному никак не спится
                        А скольким сон хороший снится?
При решении более сложных задач (содержащих два действия) учитель выставляет карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действия дети ставят сами, объясняя свой выбор.
 
1  1  5              Ветер дунул, лист сорвал.
                        И ещё один упал
                        А потом упало пять
                        Кто их может сосчитать?
В работе с шестилетками очень хорошо проходит игра « Поезд». Игра помогает детям запомнить буквы, обозначения твёрдости и мягкости, гласного слияния. Так, в подготовительный период дети знают всего пять гласных букв: А, О, У, Ы, И. Из них только И  обозначает мягкость согласного. Поэтому среди пяти вагонов для неё изготовили специальный мягкий вагон, где нарисованы сидения. Рассаживая буквы по вагонам, дети должны посадить букву И только в мягкий вагон. С увеличением количества изученных букв можно ограничиться двумя вагонами: один предназначен для букв, обозначающих мягкость, другой для букв обозначающих твёрдость. Так в игровой форме дети запоминают функции гласных букв.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»