Подготовка родителей учеников четвертого
класса к переходу в среднюю школу
Соколова Анна Васильевна
Проблема преемственности обучения между начальной и средней школой была и есть. Сложность проблемы в том, что ученики 5-го класса снижают показатели обученности из-за того, что встречаются с большим количеством предметов, новыми требованиями, с учителями, отличающимися от их наставников в начальной школе.Это педагогическая сторона проблемы. Но есть и психологическая сторона. Приход детей в среднюю школу совпадаету детей с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием,сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Утомляемостьдетей, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение приводит кснижению учебной результативности.
Перешагнув порог средней школы, ребята сталкиваются с различными проблемными ситуациями:
- смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю, объема домашних заданий)
- много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения различными учителями)
- несоответствие программ, требований, учебников
- введение новой терминологии
- резкое увеличение устных предметов и объема материала в них и т.д.
Переходный момент в жизни младших школьников требует тщательного
внимания и изучения.
Рекомендации родителям остаются такими же как для учащихся начальных классов. Ведь ученик средней школы, все тот же ребёнок.
Рекомендации родителям учащихся
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
4. Покупайте и дарите книги, картины. Читайте вместе вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
9. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
Скоро закончится обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния.
Переход обучающихся из начальной школы в среднее звено справедливо считается кризисным периодом. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Обучающимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
На какие моменты стоит обратить внимание родителям?
- Переход в среднюю школу - это в прямом смысле "новые стены".
Первое время ребятам трудно привыкнуть к кабинетной системе, поэтому они должны знать, где расположено расписание уроков. В нём указаны предметы и номера кабинетов. Уже сейчас приходя в школу, вы можете научить своих детей «ориентироваться» в расписании.
- При переходе в среднее звено происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а в 5 классе оказываются в позиции самых маленьких.
- В пятом классе расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий. Нежелательно в начале учебного года детей записывать на новые секции, в музыкальную школу, чтобы не было переутомления.
-Один из «подводных» камней - привычка к контролю
В начальной школе обучающиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими педагогами (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес учебник иностранного языка). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что обучающиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, должны будут совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к дезадаптации. У нас с вами ещё есть время приучить детей к самостоятельности, развитию навыков самоконтроля.
- При переходе в пятый класс происходит изменение требований.
Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким
- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой - требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие причины низких баллов.
Физиологические изменения
Ребенок начинает интенсивно расти, становится более плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.
Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
В этом случае родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?
- В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
- Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
- Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
- Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
- На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
- Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
- Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
- Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
- Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.