Основные стратегии формирования оптимальной
самооценки у детей младшего школьного возраста
Вовк Лариса Николаевна
Во время развития ребёнка младшего школьного возраста происходит формирование самооценки. Самым лучшим вариантом развития самооценки будет являться адекватная или немного завышенная самооценка.
Адекватная самооценка позволяет ученику младших классов быть принятым коллективом сверстников, а также комфортно чувствовать себя наедине с самим собой.
Без общения, без активного взаимодействия со взрослыми самооценка младших школьников не может быть сформирована правильно и адекватно. Именно при помощи взрослых ребенок познает нормы поведения, морали, а также взрослый способен давать оценку поступкам ребенка, на основе которой формируется самооценка школьника. Оценочные воздействия взрослого оказывают колоссальное значение в процессе становления самооценки ребенка. Самооценка формируется не только в семье, но и в образовательном учреждении. Существует ряд правил, соблюдая которые можно сформировать адекватную самооценку:
- доброжелательное отношение к ребенку;
- создание заботливости и внимания;
- обращение к ребёнку по имени;
- похвала действий, поступков ребёнка;
- предоставление возможности проявить инициативу и поддержать её.
Психологи не рекомендуют поощрять успехи, положительные стороны, у школьников с завышенной самооценкой. Также ученые настоятельно рекомендуют взрослым воздерживаться от неадекватной оценки поступков.
В младшем школьном возрасте важно сначала подчеркнуть успехи, а потом указать на недостатки. Указание на недостатки не должно носить грубый характер. Все должно проходить тактично, вежливо и аккуратно.
В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей младшего школьного возраста выделены следующие:
- оптимизация родительско-детских отношений;
- оптимизация отношений ребенка со сверстниками;
- расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка;
- развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков.
Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста зависит от оценок учителя, воспитателя. Особенностью детей является их доверие ко взрослым, главным образом, воспитателям, подчинение и подражание им. Эти внешние влияния авторитетного взрослого на ребенка очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Именно от победы над собой, от преодоления трудностей, от признания окружающих ребенок испытывает высшее удовольствие и радость. Задача воспитателя в том и состоит, чтобы каждому школьнику дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Самооценка формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него взаимоотношения с окружающими, контакты со значимыми другими. Ценность отношений с другими влияет на собственное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому формирование позитивной самооценки во многом зависит от развития сферы отношений, от умения строить свои взаимоотношения с людьми, от культуры общения.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, следует отметить, что адекватная самооценка может быть сформирована при реализации следующих условий:
- учитель, воспитатель будет учитывать типологию семьи и стиль семейного воспитания;
- работа над самооценкой ребёнка будет проходить не только в стенах образовательной организации, но и за её пределами;
- учитель, воспитатель будет стремиться повысить статус ребёнка в детском коллективе.