Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профессиональные компетентности педагогов
в условиях работы с детьми с особенными потребностями

Быкова Елена Валерьевна
Развитие современного общества диктует особые условия организации образовательного процесса в школе. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, должны обладать более высоким уровнем профессиональной компетенции, необходимым условием которой является повышение качества педагогического процесса. При этом основу последнего составляют личностное и профессиональное развитие педагогов.
На сегодняшний день актуальным вопросом является обучение детей с расстройствами аутистического спектра (далее-РАС), принятие индивидуальности каждого ребенка и создание ему условий обучения, необходимых для удовлетворения его особых потребностей.
Дети с РАС имеют коммуникативные, поведенческие проблемы, различный уровень развития детей одного возраста. Каждый ребенок имеет свою собственную асинхронию. Такие дети испытывают трудности в области социального общения, не соблюдают и не понимают норм общения, у них отмечается неприятие перемен в различных ситуациях, а также сенсорные, стереотипные нарушения и крайне ограниченные интересы.
Названная группа детей обладает хорошей зрительной памятью, но фрагментарным восприятием, атипичным мышлением и речью (ребенок не использует речь для коммуникации). Поддержка диалога возможна в двух вариантах: 1) любимая тема; 2) ребенок научен отвечать на определенные вопросы.
 Обучающиеся с РАС очень тяжелая категория детей, приравненная к слепоглухим, но те дают обратную связь, а дети с РАС нет. Характерные стереотипные интересы (например, схема метрополитена), привязанности. В норме у детей присутствует врожденная способность к имитации движений, поведению, пониманию эмоций, при РАС нет.
Причины РАС
Нарушение обменных процессов, которые не дают развиться определенным отделам головного мозга, обусловлены генетическими факторами, гетерогенны
 (у каждого свои особенности). РАС плохо поддается лечению и коррекции.
Частота проявления у мальчиков в 4-5 раз выше, чем у девочек.
30-70 процентов имеют УО,
50 процентов ТНР и не пользуются речью.
Статистика 1: 5000 в 1970 году; 1 : 68 в 2016 году; 1:54 в 2021 году.
Причины увеличения объективные:
-наследственные факторы,
-средовые (нарушение обмена серотонина, диабет, стресс во время беременности),
-неизвестные;
субъективные:
-изменение диагностических критериев,
-осведомленность родителей и специалистов,
-доступность программ помощи,
-неизвестные факторы.
В ситуациях взаимодействия ребенок с РАС не может понять норм социального поведения. В норме ребенок понимает, что у других людей может быть иная точка зрения, при РАС – нет («Буратино», «Электроник»).
До конца жизни при РАС сохраняется два типа мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.
Такие люди зрительно считывают абсолютно всю информацию, не фильтруют ее, быстро истощаются. У них отмечаются нарушения в обработке информации, за счет этого они постоянно сенсорную перегрузку («час пик» в метро).
Подходы к обучению и коррекции детей с РАС:
- поведенческие – фокусировка на изменение поведения;
- развивающие – направленные на развитие ребенка;
- когнитивные – восполнение пробелов в знаниях;
- сенсорные-перецептивные – адаптация среды в соответствии с особенностями ребенка.
Для ребенка с РАС важно:
-создание структурированной среды;
-предсказуемости событий;
-расписание режима дня;
- создание гибких рутин;
-создание рабочих систем (как делать, как долго это делать, что будет дальше).
Развитие и обучение строится поэтапно.
Основа развития – эмоциональный компонент.
 Мимика и ее связь с ситуацией.
Метод социальных историй (Карл Грей, 1991 год).
 Написание социальных историй необходимо для того, чтобы ребенок с РАС учился справляться со стрессом и во избежание дезадаптивного поведения. Это короткий рассказ, в котором говорится о конкретной ситуации, включает в себя специфическую информацию, выполняется иллюстрациями, должен быть готов за неделю до события.
Преодоление дезадаптивного поведения у детей с РАС.
При работе описывается только конкретная ситуация (например, кусается). Дезадаптивное поведение затрудняет процесс обучения, подвергает риску себя и окружающих. Затрудняет общение и интеграцию в социальную среду. Проявляется истериками, агрессией, протестным поведением, нежеланием сотрудничать, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.
Предотвращение проблемного поведения:
- дать образец желательного поведения;
- написание социальной истории;
- видеомоделинг;
- создание дружелюбной сенсорной среды;
- визуальное поведение.
Если ребенок ничем не занят, он будет заниматься аутостимуляциями и привлечением к себе внимания (в том числе нежелательным поведением). Необходимо уделять внимание ребенку вне связи с поведением, игнорировать нежелательное поведение, во время урока использовать принцип «бутерброда» (сначала дается наиболее легкое задание, потом самое трудное и, наконец ,самый приятный вид деятельности или поощрение).
По усвоению учебных предметов:
Самый сложный предмет для ребенка с РАС- литературное чтение. Перед уроком его нужно познакомить с текстом, рассмотреть иллюстрации для лучшего понимания смысла.
          В нашем ОУ на сегодняшний день обучается 16 детей с РАС, из них 9 человек - ученики начальной школы, 7-ученики основной школы.
            Ежегодно наблюдается тенденция по увеличению количества детей данной группы. Актуальной остается проблема повышения качества знаний, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогов.             Организовать учебный процесс, глубоко изучив особенности детей, адаптировать учебные задания, разработать индивидуальные программы по обучению на дому (широко используя современные образовательные технологии и ИКТ) доступно лишь творческому, способному прогнозировать результаты своей деятельности и моделирующему образовательный процесс педагогу, способному обучить, воспитать и адаптировать личность в современном, динамично меняющемся мире.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»