Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие вербальной креативности младшего школьника

Двуреченская Алэся Станиславовна
Актуальность проблемы развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в связи с ускорением научно-технического прогресса возникла необходимость повысить интеллектуальный и творческий потенциал человечества. Ускорение научно-технического прогресса, лавинное нарастание наших познаний о мире и необходимость овладевать ими поставили перед психологами и педагогами ряд непростых задач. 
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Креативность является одним из важнейших психологических образований, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности – одна из приоритетных задач современного образования, с решением которых связана активизация психологических исследований в данной области.     

 Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность; стремление познать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Потребность младших школьников в самовыражении воплощается в их творчестве — они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют, проявляя при этом огромную фантазию и выдумку. Творчество проявляется во всех сферах их деятельности. Создание вербальных текстов — одно из проявлений детского творчества. Вы никогда не замечали, как воодушевленно рассказывает ребенок о самых незначительных, будничных событиях, представляя и описывая их как нечто совершенно необычное? Это и есть неосознанное про явление потребности в реализации творческих литературных способностей. Данная потребность может быть осознанно реализована в процессе написания авторских сказок, фантастических рассказов, школьных сочинений и даже небольших стихотворений. Вербальная креативность— это наличие оригинальных, неповторяющихся слов и выражений, появляющихся у респондента за короткий отрезок времени (в течение двух минут). По результатам исследования с 6 до 8 лет среднее количество оригинальных слов на возрастную выборку постепенно увеличивается, в 9 лет наблюдается резкий скачок показателей, в 10 лет — резкое снижение, в 11 лет — снова увеличение. Снижение количества оригинальных слов детей 10 летнего возраста происходит на фоне резкого увеличения словарного запаса. Такое положение можно объяснить следующими факторами: 1) повышением учебной нагрузки, направленной на пополнение научных знаний ребенка, развитие у него теоретического и конвергентного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза; 2) снижением мотивации к учебной деятельности, которая была очень высокая в I–II классах. В целом, как видно из результатов, вербальная креативность активно формируется в младшем школьном возрасте. Это требует специальной работы по выявлению и развитию данного качества; способствующего полноценному и гармоничному развитию личности. Для этого существует программа, представляющая собой комплекс упражнений по формированию вербальной креативности и развитию необходимых для этого психических процессов (творческое воображение, ассоциативное и образное мышление, память и речевая деятельность). Упражнения в программе разработаны и подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Программа включает два комплекса упражнений (первый для учащихся 6 (7)–8 (9) лет, второй — для учащихся 9 (10)–11 (12) лет), выстроенных в логической последовательности по принципу «от простого к сложному». Они способствуют развитию воображения, фантазии, образного мышления, а также формированию способности видеть образы в окружающем мире и манипулировать ими. Это упражнения типа: «Волшебная мыльная пена». Создание на белой бумаге оттиска от цветной пены, полученной при смешивании жидкой краски с шампунем (для 6 (7)–8 (9) лет). «Дорисуй рисунок». «Волшебная клякса». Получение рисунка или образа из большой цветной кляксы при помощи выдувания воздуха из обычной трубочки. «Чудесная пленка». Получение абстрактного или конкретного образа, пейзажа путем наложения и плотного прижимания пленки к листу картона с красками разного цвета, выдавленными из тюбиков. «Чудесные шарики». Получение рисунка при помощи вращения двух трех небольших шариков в коробке, на дне которой находится белой лист бумаги с каплями разноцветной краски. «Придумай, на что похоже». Создание на белом листе бумаги картины из линий, представляющих собой следы от пропитанной краской нитки (для 9 (10)–11 (12) лет). «Радужная губка». При помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются чудесные изображения (радуга, поля, луга, волны, кусты и т.д.). «Фантазия». Учащиеся складывают пополам лист бумаги, потом раскрывают его, хаотично наносят на одну половину внутренней стороны листа капли разноцветной краски, соединяют обе половинки, плотно прижимают друг к другу и получают единый рисунок из симметричных оттисков. Выполняя все эти упражнения, младшие школьники должны в хаосе увидеть определенный образ и, дорисовав, доработав его, получить цельную, яркую картинку и затем подробно описать ее. Кроме перечисленных типов упражнений, в программе есть задания на развитие способности ярко и красочно представлять созданные в воображении образы посредством словесной организации, умения создавать небольшие художественные тексты путем гармоничного использования разнообразных выразительных средств литературного языка. К таким упражнениям относятся: «Угадай предмет». Красочно описать какой- либо предмет (окно, водопроводный кран, стул, книгу и т.д.). «Придумай». Предложить варианты необычного применения различных предметов (высушенного цветка, кисти для рисования, перегоревшей лампочки, стакана, носка, перчатки и т.д.). «Медаль». Придумать, нарисовать и устно описать медаль, которую можно было бы вручать за «особые заслуги», например, за «шоколадолюбие», «лучшую лужепроходимость», «скоростное шнуркозавязывание»и т.д. «Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки. «Современная сказка». Придумать современную версию известной сказки («Теремок», «Золушка», «Доктор Айболит» и т.д.). «Придумай фантастический рассказ». «Придумай юмористический рассказ». В программу включены и специализированные задания на развитие беглости и оригинальности мышления, на расширение ассоциативных словесных связей: «Гирлянда» (для 6 (7)–8 (9) лет). Отталкиваясь от исходного слова, составить ассоциативный ряд, в котором каждое предыдущее слово выступает отправной точкой для последующего (дорога — извилистая — крутая — яйцо — скользкая — горка — снег — сахар — вкусно — компот — фрукт). «Цветок». Каждому лепестку цветка соответствует одна буква слова «цветок». Придумать на каждую букву как можно больше слов, тематически связанных с растительным миром. Аналогичными данному заданию являются упражнения «Звезда» (для 6 (7)–8 (9) лет) и «Снежинка» (для 9 (10)–11 (12) лет). В первом упражнении основа — лучики звезды и тематическая связь с планетами, звездным небом; во втором — лучики снежинки и тематическая связь с зимней природой.) «Ассоциативный ряд». Подобрать к слову как можно больше слов ассоциаций (писатель — ручка, бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.). «Точка зрения бабочки», «Мысли вслух». Описать мысли, чувства, эмоции, желания конкретного персонажа (например, порхающей над лугом бабочки, летящего в ворота футбольного мяча, комара, увидевшего человека, и т.д.). «Эмоции». Описать словами эмоцию (грусть, страх, радость, отчаяние и т.д.). «Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.). «Найди рифму». Найти рифмующиеся пары в данном стихотворении и сочинить на их основе новое. «Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение. В программе предлагается ряд упражнений, требующих большой подготовки и выполняющихся поэтапно в заданных временных рамках. Такие упражнения развивают у младших школьников широкий спектр психических процессов, а также творческие, литературные и артистические способности. К ним относятся упражнения: «Спектакль». Учащиеся лепят из пластилина или изготавливают из бумаги фигурки фантастических существ, растений, придумывают им названия, совместно сочиняют сценарий небольшого спектакля с этими персонажами, а потом представляют его. «Фантастический сад». Каждый учащийся придумывает и рисует свое фантастическое растение, подбирает к нему название, затем представляет его одноклассникам. Далее проводится коллективная работа — учащиеся создают из этих растений чудесный «фантастический сад» и сочиняют о нем сказку. Систематическое использование приведенных выше упражнений способствует развитию не только вербальной креативности младших школьников, но и их личностных качеств. Итак, наиболее благоприятным периодом для развития вербальной креативности является младший школьный возраст. Эти упражнения достаточно сложные, трудоемкие, их выполнение требует определенного времени. Целесообразно использовать одно упражнение раз в неделю (в качестве самостоятельного занятия либо как этап одого из уроков). ЛИТЕРАТУРА Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. Клементьева М.В. Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»