Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Надпредметный курс «Мир деятельности» как
недостающее звено при формировании УУД

Соболева Ольга Германовна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 419
В последнее время общество меняется так непредсказуемо быстро, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому, когда учитель приступает к обучению школьников, сразу же обозначает вопрос формирования у них умений самим продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Быстро изменяющиеся условия жизни нашего общества остро и чётко ставят перед современным образованием задачи создания комплекса мотивирующих условий и факторов, способствующих стимулированию познавательной и исследовательской активности всех участников образования.
В этой связи особую актуальность приобретает создание педагогических инструментов, которые позволяют надежно достигать поставленных целей формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом и объективно измерять полученные метапредметные результаты. Эти результаты, как известно, «…формируются только самим учащимся в результате его учебной деятельности» (Л.С. Выготский).
Всё вышеперечисленное и способствовало тому, что, познакомившись на курсах повышения квалификации с программой надпредметного курса «Мир деятельности», я решила изучить его и внедрить во внеурочную деятельность своих учеников. Мне импонировало то, что концептуальная идея формирования у учащихся УУД, c помощью курса «Мир деятельности» состоит в том, что универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.                                                                                   
Например, чтобы научиться пользоваться мультиваркой, женщина должна понимать, что это такое и зачем ей это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – всё ли правильно она делает. В образовательной среде добавляется ещё этап контроля.
Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы.
  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Например, чтобы сформировать у ребенка умение ставить цель,
  1. вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
  2. затем он должен узнать, что такое цель, как ее правильно поставить и почему важно самому уметь это делать;
  3. затем – научиться осознанно применять алгоритм целеполагания;
  4. и, наконец, проконтролировать это умение у себя.
Основной целью курса «Мир деятельности» является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений, связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования,
На занятиях по курсу «Мир деятельности» образовательный процесс строится на основе авторской дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон «Школа 2000…». Таким образом новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I.  Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III.         Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV.         Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном обеъеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
Представлю этапы стандартного занятия по курсу «Мир деятельности».
  1. Мотивация: (сейчас самый сложный этап): включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Я начинаю с лесенки успеха, где ребята оценивают проделанную работу и сформированность умения.
  2. Актуализация умений: проверка готовности мышления к осознанию потребности к новым знаниям. Выясняем, чем будем заниматься на занятии и что об этом уже знаем. Повторяем правило открытия новых знаний.
  3. Встреча с затруднением: Пробное действие. Постановка цели и выбор способа действия. (Ученик должен столкнуться с затруднением, попытаться выполнить незнакомую работу).
  4. Построение выхода из затруднения: учителем «спрятан» мотивационный механизм. Формулирование темы урока. Регулятивные УУД – формирование умения планировать. Выявляются способ и средства реализации плана выхода из затруднения.
  5. Проговаривание в устной речи. Включение в систему знаний: Проговариваются все этапы плана действий. Производится вывод по проделанной работе. Понимание ситуаций в которых могут понадобиться полученные знания.        
  6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу: Групповая работа. Индивидуальная работа. Формирование самооценки ученика. Защита работы группы.    
  7. Рефлексия:ученик выявляет для себя – с чем пришёл на занятие, с чем уходит. Самооценка. Приёмы – лесенка успеха, анкета, ранжирование качества приобретённого умения, карточка рефлексии.
Таким образом главным действующим лицом на уроке в этой системе является ученик. Учитель же на основе технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов организует самостоятельное открытие учащимися новых знаний, выдвижение ими гипотез и получение своих собственных выводов.
Опыт, полученный детьми на предметных уроках в ТДМ, они обобщают в ходе уроков по курсу «Мир деятельности», затем закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам. 
 
Литература:
Мишина А.П., Зеленина С.А. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. –М.: Планета, 2014.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Технология деятельностного метода. От идеи до практики. – М.: Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
Петерсон Л.Г., Анисимов О.С., Петерсон В.А. Курс «Мир деятельности».  Формирование у учащихся знаний об учебной деятельности и способах её организации, качествах ученика и ценностях жизни.
Сайт «Школа 2000…» http://www.sch2000.ru/ 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»