Надпредметный курс «Мир деятельности» как
недостающее звено при формировании УУД
Соболева Ольга Германовна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 419
В последнее время общество меняется так непредсказуемо быстро, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому, когда учитель приступает к обучению школьников, сразу же обозначает вопрос формирования у них умений самим продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 419
Быстро изменяющиеся условия жизни нашего общества остро и чётко ставят перед современным образованием задачи создания комплекса мотивирующих условий и факторов, способствующих стимулированию познавательной и исследовательской активности всех участников образования.
В этой связи особую актуальность приобретает создание педагогических инструментов, которые позволяют надежно достигать поставленных целей формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом и объективно измерять полученные метапредметные результаты. Эти результаты, как известно, «…формируются только самим учащимся в результате его учебной деятельности» (Л.С. Выготский).
Всё вышеперечисленное и способствовало тому, что, познакомившись на курсах повышения квалификации с программой надпредметного курса «Мир деятельности», я решила изучить его и внедрить во внеурочную деятельность своих учеников. Мне импонировало то, что концептуальная идея формирования у учащихся УУД, c помощью курса «Мир деятельности» состоит в том, что универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Например, чтобы научиться пользоваться мультиваркой, женщина должна понимать, что это такое и зачем ей это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – всё ли правильно она делает. В образовательной среде добавляется ещё этап контроля.
Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы.
- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
- Контроль умения выполнять действие.
Например, чтобы сформировать у ребенка умение ставить цель,
- вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
- затем он должен узнать, что такое цель, как ее правильно поставить и почему важно самому уметь это делать;
- затем – научиться осознанно применять алгоритм целеполагания;
- и, наконец, проконтролировать это умение у себя.
На занятиях по курсу «Мир деятельности» образовательный процесс строится на основе авторской дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон «Школа 2000…». Таким образом новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном обеъеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
Представлю этапы стандартного занятия по курсу «Мир деятельности».
- Мотивация: (сейчас самый сложный этап): включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Я начинаю с лесенки успеха, где ребята оценивают проделанную работу и сформированность умения.
- Актуализация умений: проверка готовности мышления к осознанию потребности к новым знаниям. Выясняем, чем будем заниматься на занятии и что об этом уже знаем. Повторяем правило открытия новых знаний.
- Встреча с затруднением: Пробное действие. Постановка цели и выбор способа действия. (Ученик должен столкнуться с затруднением, попытаться выполнить незнакомую работу).
- Построение выхода из затруднения: учителем «спрятан» мотивационный механизм. Формулирование темы урока. Регулятивные УУД – формирование умения планировать. Выявляются способ и средства реализации плана выхода из затруднения.
- Проговаривание в устной речи. Включение в систему знаний: Проговариваются все этапы плана действий. Производится вывод по проделанной работе. Понимание ситуаций в которых могут понадобиться полученные знания.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу: Групповая работа. Индивидуальная работа. Формирование самооценки ученика. Защита работы группы.
- Рефлексия:ученик выявляет для себя – с чем пришёл на занятие, с чем уходит. Самооценка. Приёмы – лесенка успеха, анкета, ранжирование качества приобретённого умения, карточка рефлексии.
Опыт, полученный детьми на предметных уроках в ТДМ, они обобщают в ходе уроков по курсу «Мир деятельности», затем закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам.
Литература:
Мишина А.П., Зеленина С.А. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. –М.: Планета, 2014.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Технология деятельностного метода. От идеи до практики. – М.: Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
Петерсон Л.Г., Анисимов О.С., Петерсон В.А. Курс «Мир деятельности». Формирование у учащихся знаний об учебной деятельности и способах её организации, качествах ученика и ценностях жизни.
Сайт «Школа 2000…» http://www.sch2000.ru/