Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Важность экологического воспитания в начальной школе

Чернова Ирина Михайловна,
воспитатель ГПД ГБОУ Прогимназия № 130
Выборгского района Санкт-Петербурга
Экологическое воспитание - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как младший школьный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно вэтот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.
В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации.
Умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук.
Уже на первом этапе ознакомления с таинственным миром природы детям надо дать понять, что в окружающем мире всё находится в равновесии и природном балансе пока никто не вмешивается своим, порой, невежеством или, порой, желанием доказать своё превосходство. На рисунках, литературных произведениях, на примерах своего жизненного опыта дети получают примеры, как жизнь каждого организма в природе зависит от тех, кто или что с ним рядом. Как жизнь маленького ребёнка зависит от родителей, их заботы, так и жизнь каждого объекта природы зависит от того как на него воздействуют человек и другие объекты природы. Да и жизнь самого человека очень сильно взаимосвязана с воздействием природных факторов на его существование.
 Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания подчеркивает их значение в эффективности образовательной работе с обучающимися, которая должна быть содержательно связана в учебное и во внеучебное время.
Формы и методы организации экологического воспитания также должны отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе с учениками начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.
 
Принципы экологической работы с младшими школьниками
- Принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности;
- принцип  посильной трудности обучения;
- принцип систематичности и последовательности;
-  принцип вариативности;
- принцип творчества;
- принцип учета индивидуальных особенностей; 
- принцип связи с жизнью;
- принцип взаимосвязи с другими видами деятельности детей;
- принцип добровольности;
- принцип гуманности.
С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического образования младших школьников.
 
Формы работы с младшими школьниками
по экологическому воспитанию
 
* Исследовательские (составление экологического паспорта школы (гиперссылка в раздел для любознательных), выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
* Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);
* Игровые (эко-театр, эко-КВН, эко-бумеранг и др.);
* Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
* Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.)
 
Методы работы с младшими школьниками
 по экологическому воспитанию
* метод наблюдения;
* метод анкетирования;
* метод изучения и обобщения передового педагогического опыты;
* опросные методы;
* словесные методы;
* демонстрационные методы;
* исследовательские методы;
* метод примера;
* объяснительно-иллюстративный метод;
* метод самостоятельной работы.
 
Общими усилиями мы сможем дать ребёнку не только хорошее образование и дать путёвку в жизнь образованному человеку, но и воспитанием в нем не потребителя природных ресурсов, а умелого природопользователя, умеющего решать социально – экономические задачи без вреда для окружающего мира и человечества. Нам надо воспитать культурную личность готовую на духовное общение с природой. В современном мире экологическая культура – это неотъемлемая часть нравственного воспитания ребёнка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»