Дифференцированный подход в начальном обучении
Цабевская Лариса Владимировна
Одним из ключевых направлений развития российской образовательной системы является ориентация на стандарты, предполагающие создание комфортной образовательной среды. В России активно идет обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе: в классе одновременно учатся школьники с задержкой психического развития и без нее, а также дети-инвалиды. Перед учителем встает проблема: как научить разных школьников? Ему на помощь приходит внутренняя дифференциация, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся. Известно, что люди различаются типологическими чертами в соответствии с четырьмя группами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Среди любой из четырех групп есть ученики с повышенной или пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Следовательно, определение групп для дифференцированного подхода намного сложнее, чем деление школьников по темпераменту, так как ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эти различия. В школе наряду с обычными существуют и классы интегрированного состава, в которых обучаются ученики с задержкой психического развития (ЗПР) и без нее. Для организации дифференцированного подхода в таких классах используют групповую деятельность. Группы формируются по способу обученности и на основании индивидуальных типологических особенностей. Учащиеся не догадываются, в какой группе они работают, так как учитель не озвучивает этот факт. Состав групп непостоянный: по мере роста обученности школьник переводится в более сильную группу. Особенности организации дифференцированного обучения при работе по учебно-методическому комплекту (УМК) «Школа России». В 4 классе 30 учеников. Среди них 3 школьника с задержкой психического развития и 1 ребенок инвалид. Разделили их на три группы, которые условно назвали «сильные» (группа 1), «средние» (группа 2), «слабые и ученики с ЗПР» (группа 3). Ребенок инвалид занял место в группе 1.
Важной особенностью учебников русского языка является наличие разных словарей: толкового и обратного, устойчивых выражений, происхождения слов, «Пиши правильно», «Произноси правильно», которые помогают педагогу грамотно организовать дифференцированную самостоятельную работу. Например, при изучении во II классе темы «Имя существительное» учащиеся группы 1 сначала самостоятельно работают над новым материалом по учебнику, а затем выполняют задания в тетрадях для самостоятельных работ, используя при этом обратный словарь. Остальные ученики работают по учебнику фронтально. Их цель — выяснить, на какие вопросы отвечают имена существительные и что они обозначают. После данной работы учащиеся группы 2 также переходят к работе в тетрадях для самостоятельных работ, а группы 3 — проговаривают новый материал и только после этого выполняют упражнение из учебника под руководством учителя. Школьники, быстро и качественно справившиеся с самостоятельной работой, выполняют более трудные или творческие задания, используя словари из учебника. Например:
З а д а н и е 1. Спиши. Допиши имена существительные, подходящие по смыслу. Азбука — (к) мудрости... (ступенька). (Без) труда нет и ... (плода). Повторенье — мать... (ученья). Ученье и ... (труд) вместе живут. Пишут не п..ром, а ... (умом).
З а д а н и е 2. Составь предложения по опорным словам, используя приемы олицетворения и сравнения. Подчеркни имена существительные. Мороз, первый, ударить. (Ударил первый мороз.) Иней, ветка, дерево, покрыть, как, мех. (Ветки деревьев покрыты инеем, как мехом.) Скрежещет, как, снег, железо. (Снег скрежещет, как железо.)
З а д а н и е 3. Составь предложения с данными выражениями. Подчеркни имена существительные. Кот наплакал, пруд пруди, спустя рукава.
З а д а н и е 4. Подбери к данным словам родственные. Подчерни имена существительные. Чародей, гость, басня, чужой.
З а д а н и е 5. Подбери к данным словам синонимы и антонимы. Подчеркни имена существительные. Холод, большой, шагать.
Задания, которые выполняют младшие школьники после написания диктанта, также могут быть дифференцированными. Например, ученики пишут диктант:
Серый волк.
Гудит, воет вьюга в лесу. Тропинки и дороги занесло снегом. Холодно и голодно волку. Бродит он по снежным сугробам, добычу ищет. Хвост поджал, глаза сверкают. На краю леса деревня стоит. Наступила ночь. Кругом полная тишь. Только мороз потрескивает. Тихо крадётся волк к деревне. Но собаки почуяли волка, завыли, залаяли. Вышел сторож с ружьём. Услышал волчище и скорее в лес.
Затем учитель предлагает учащимся из разных групп выполнить задания разной трудности.
Задания для группы 1 1. Выпиши из предложений 1, 7, 8 и 9 имена существительные в начальной форме. Подбери к ним синонимы, антонимы, родственные слова. Определи их род.
2. Выпиши формы одного и того же слова (имени существительного) из текста.
3. Разбери шестое предложение по членам предложения и частям речи.
4. Разбери по составу слова тропинка, собаки, холодок, заморозок.
Задания для группы 2 1. Подчеркни основу шестого предложения. Подпиши имена существительные.
2. Выпиши из второго предложения имена существительные в начальной форме. Определи их род.
3. Разбери по составу слова снегом, лесок.
Задания для группы 3 1. Подчеркни основу седьмого предложения. 2. Определи род имен существительных волк, сугроб, тропинка, окно.
3. Выдели корень слов снега, снежок, снежный, подснежник. Какие из этих слов являются именами существительными? Подпиши.
Дифференцированная работа на уроке математики при изучении темы «Скорость, время, расстояние» проводится следующим образом. Цель: обобщение знаний по теме «Скорость, время, расстояние». Планируемые результаты: учащиеся проявляют интерес к предмету (личностные УУД), отличают верно выполненное задание от неверного (регулятивные УУД), ориентируются в своей системе знаний (познавательные УУД), задают вопросы (коммуникативные УУД). Оборудование: презентация на тему «Самые быстрые и самые медленные животные», таблица с равенствами v = s: t, s = v t, t = s: v.
Самостоятельная работа. Учитель показывает презентацию, на слайдах которой помещены фотографии животных и написаны их средние скорости.. Название животного Средняя скорость Гепард 100–112 км/ч Леопард 70–85 км/ч Тигр 75–80 км/ч Лев 75–80 км/ч Лось 70 км/ч
Задание для группы 1 — Составьте три задачи на нахождение скорости, времени и расстояния, используя данные из презентации.
Задание для группы 2 — Запишите скорости животных в порядке возрастания.
Задание для группы 3 — Запишите названия самого быстрого и самого медленного животного. Затем учитель предлагает учащимся решить самостоятельно задачи.
Задачи для группы 1
З а д а ч а 1. Скорость поезда 80 км/ч, а страуса — 1 200 м/мин. Кто из них движется быстрее и на сколько километров в час?
З а д а ч а 2. Какое расстояние преодолеет самолет за 12 ч, если его средняя скорость равна 825 км/ч? Сможет ли он преодолеть это же расстояние за 10 ч, если его скорость увеличится на 25 км/ч?
Задачи для группы 2
З а д а ч а 1. За 3 ч катер проплыл 90 км, а теплоход за 5 ч проплыл 200 км. На сколько скорость теплохода больше?
З а д а ч а 2. Лыжник, двигаясь со средней скоростью 5 км/ч, прошел 20 км. Затем он увеличил свою скорость на 1 км/ч и проехал еще 12 км. Сколько часов лыжник был в пути? Задачи для группы 3
З а д а ч а 1. С помощью формулы вычисли скорость человека, если известно, что он прошел 15 км за 3 ч. З а д а ч а 2. Воспользуйся формулой и узнай, сколько километров прошел лыжник за 2 ч, двигаясь со скоростью 4 км/ч.
З а д а ч а 3. С помощью формулы узнай, сколько часов был в пути турист, если известно, что он прошел 20 км со скоростью 4 км/ч.