Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития памяти младших школьников

Розова Христина Сергеевна
Познавательная деятельность осуществляется с помощью определенных психических процессов. Первичными процессами познания окружающего мира являются ощущение и восприятие. Эти процессы являются способами чувственного познания через непосредственное взаимодействие органов чувств с предметами окружающей среды. Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления таких психических процессов, как воображение, мышление и память [33]. Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать на их основе новые представления. Мышление позволяет обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Мышление и воображение функционируют на основе того материала, который сохранен в памяти человека. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания . Образы предметов или процессов реальной действительности, которые человек воспринимал ранее, а сейчас мысленно воспроизводит, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на органы чувств человека.  По мнению И.М. Сеченова, без памяти, впечатления и понимание человека, пропадали бы полностью по мере появления, что оставляли бы людей в позиции новорождѐнного. Ученый сравнивал память взрослого, с хорошо составленной библиотекой, в которой нужную книгу (знание) легко найти, а память маленьких детей, с плохим книжным складом, в котором найти нужную книгу практически невозможно. Запоминая какие-либо слова, действия, изображения, мы неизменно запоминаем их в конкретной объединѐнной связи друг с другом . Существует несколько основных подходов в классификации памяти. По характеру психической активности определяют: образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную. Рассмотрим их характеристику по Е.И. Рогову . Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Эмоциональная память – это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Образная память – память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. 8 Словесно-логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической. Главная роль отводится в этом виде памяти второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти. По характеру целей деятельности Л.Д. Столяренко выделяет следующие виды памяти. Непроизвольная память – вид памяти, при которой запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Произвольная память характеризуется тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что человек ставит перед собой цель запомнить, и прилагает для этого определенные волевые усилия. В зависимости от времени хранения информации выделяют такие виды памяти как: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная. Рассмотрим их характеристику по Р.С. Немову . Мгновенная память сохраняет полную информацию того что человек ощутил органами чувств, без преобразования информации. Данный вид памяти прямое отображение данных органами чувств. Кратковременная память сохраняет информацию недолгое время, длится сохранение мнемических следов порядка 20 секунд. Сохраняется лишь часть того что было воспринято человеком и работает без какого-либо направления на запоминание. Из мгновенной памяти в кратковременную  проходят только те данные, которые привязаны к действующим интересам человека. Оперативная память человека хранится определѐнный промежуток времени, это время задаѐтся целью, которую ставит человек. Длительность сохранения информации варьируется от нескольких секунд до нескольких дней. Такой вид памяти по сроку сохранения информации занимает дистанцию между кратковременной и долговременной памятью. Долговременная память имеет возможность хранить данные в большой промежуток времени, у которого практически неограничен срок. Информацию, которая оказывается в запасе долговременной памяти, люди могут возобновлять большое количество раз без еѐ утраты. Притом постоянное воспроизведение только укрепляет еѐ признаки в долговременной памяти. И позволяет человеку вспомнить то, что когда-то он запомнил. Выделяя процессы памяти, рассматривают разнообразные функции, которые выполняет память в жизнедеятельности человека. К процессам памяти определяют запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание информации. Работа памяти начинается с запоминания, то есть с фиксации представлений и чувств, которые появляются в мыслях в процессе впечатлений и восприятий. Запоминание – процесс памяти, в котором происходит запечатление и дальнейшее сохранение воспринимаемой человеком информации. По степени активности данного процесса выделяют произвольное и непроизвольное запоминание . Воспроизведение – процесс памяти, благодаря которому актуализируется ранее закрепленная информация . Выделяют несколько уровней воспроизведения это: узнавание, возникающее при вторичном восприятии информации;  воспоминание, осуществляющееся в отсутствие объекта восприятия; припоминание, представляет собой более динамичное проявление воспроизведения, которое зависит от конкретности поставленных задач; реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно забытой информации. Качество, содержание дальнейшего воспроизведения зависят от того как субъект воспринимает окружающую его информацию. Сохранение – это удержание в памяти информации . Выделяют активное и пассивное сохранение. Активное сохранение информации – это когда сохраняемая информация подвергается внутренним преобразованиям, простое систематическое повторение, увеличивает вероятность дальнейшего воспроизведения, в случае пассивного сохранения подобные активные преобразования не обнаруживаются. Забывание – утрата из памяти информации .Неспособность вспомнить какую-либо информацию не значит, что человек полностью еѐ забыл. Забывают конкретную форму информации, но еѐ важное для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта. Память человека непостоянна, еѐ изменения происходят всю жизнь. С самого детства развитие памяти ребенка разделено на несколько направлений. Первой начинает работать эмоциональная и механическая память, которая со временем пополняется и меняется на логическую и образную. После этих процессов вторым является то, что непосредственное запоминание меняется на опосредствованное, которое объединено с активным и осознанным потреблением информации для запоминания и воспроизведения разных. Третье – это то, что непроизвольное запоминание, преобладающее у детей, у взрослых людей заменяется на произвольное. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед  собой задачу, установку, на чѐткое запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение информации. Формы проявления памяти разнообразны, так как она связана с разными особенностями человека и сферами его жизни человека. Ученые сходны во мнении, что память определяющим образом организует познавательную деятельность человека. Вместе с тем, до сих пор не нашли единого мнения в ее определении, несмотря на то, что память исследуют на протяжении многих десятков лет. Современная наука продолжает изучать память, вынося новые теории и проводя новые исследования. Память – это один из самых важных процессов, определяющих способность человека к обучению, поэтому ее необходимо постоянно совершенствовать. Не имея памяти, человек перестаѐт быть человеком, он не помнит ничего из своего прошлого, не задумывается над тем, что у него будет в будущем, а настоящее для него всего лишь миг. Подводя вывод, можно отметить, что память человека – это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в виде словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память является основой человеческих способностей, это является условием для обучения, приобретения знаний, формирования навыков. Проанализировав основные теории памяти можно утверждать, что единой и законченной теории памяти нет. Рассмотрев основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание, и выяснилось, что главным процессом памяти является запоминание. Рассмотренные виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти. 
Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна.  Со временем память становится произвольной и управляемой.
Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Первоклассник или второклассник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Однако не стоит полагаться на эмоциональную память полностью. Например, на контрольной, которая является для ребенка сильным потрясением, эмоциональная память может быть ослаблена.
Детям легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые – преувеличены.
Традиционно хорошая память связывается с памятью на слова, а младшие школьники при запоминании словесной информации больше склонны к механическому запечатлению материала. Поскольку, с точки зрения взрослых, близкое к тексту воспроизведение информации – результат добросовестного выполнения  ребенком домашней работы, школьник старается заучивать материал наизусть. Стоит также упомянуть, что учащиеся младших классов еще не владеют развернутой речью, поэтому и прибегают к дословному воспроизведению.
Произвольное внимание ребенка – это скорее результат общения со взрослыми, поэтому оно формируется в социальном контакте. И если сначала, вследствие определенных особенностей развития памяти, младшие школьники могут реализовывать только те задачи, которые ставят перед ними взрослые, постепенно у детей развивается способность самостоятельно работать над запоминанием материала.
Совершенствование памяти у детей младшего школьного возраста в первую очередь обусловлено приобретением во время учебной деятельности разнообразных способов запоминания, которые связаны с организацией и обработкой материала. Педагоги для развития памяти младших школьников проводят специальные упражнения, игры, диагностики и мониторинги, с помощью которых повышается успеваемость детей и их учебная мотивация.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»