Организация самоподготовки в группе продленного дня
Шиманович Ирина Владимировна
Важная задача школы, учителя и воспитателя - научить детей учиться, дать им глубокие, прочные знания, привить навыки самостоятельной работы.В группе продленного дня эта задача решается в специальное время, которое отводится на самоподготовку учащихся. Организация этого важного режимного момента- одна из ответственных и сложных частей работы воспитателя группы продленного дня. В процессе выполнения домашнего задания дети повторяют и закрепляют изученный на уроке материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельного учебного труда: умение работать с учебником, различными пособиями, справочниками.
Самоподготовка- это не урок, но несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразование и характеризуется самостоятельными учебными действиями ребенка.
В школьных группах продленного дня самоподготовка становится второй основной формой обучения после урока.
При организации самоподготовки в группе продленного дня необходимо выполнять гигиенические требования:
- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
-чистота оконных стекол; недопустимость затемнения окон шторами, цветами, деревьями;
- для защиты от прямых солнечных лучей в весеннее время использовать просвечивающие шторы;
-поддержание нормального температурного режима;
-регулярное проветривание классного помещения;
- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными ребенка;
-поддержание чистоты и порядка в классе, влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
-соблюдение учащимися личной гигиены, правильной позы во время работы;
- проведение физкультминуток, устранение шумовых раздражителей;
- предоставлять учащимся перерыв на неорганизованный отдых при длительной самоподготовке.
Воспитательные требования к самоподготовке:
- отказ от применения каких- либо мер наказания;
- использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
-привлечение детей к посильной помощи товарищам при условии выполнения своих уроков.
Самостоятельная работа учащихся -это главный вид деятельности при подготовке домашних заданий, задача которой заключается в выработке и развитии у школьников навыков самостоятельности в учебной и тудовой деятельности.
При выполнении домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном соответствующей мебелью;
- начинать самоподготовку в 15.00-16.00 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
-ограничивать длительность выполнения домашних заданий , чтобы затраты времени на их выполнение не певышали во 2-3 классах-1,5 часа; в 4 классе - 2часа.;
-предоставлять очередность выполнения домашних заданий на усмотрение учащихся, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного ребенка;
-предоставлять возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
-проводить физкультминутки;
- предоставлять детям, закончившим выполнение домашних заданий раньше других, возможность приступить к занятиям по интересам .
В структуре самоподготовки можно выделить основные этапы:
- организация начала самоподготовки,
- подготовка к самостоятельной работе и самостоятельная работа детей;
- самооценка, взаимопроверка работы;
- подведение итогов.
Организационный момент - время 1-2 минуты.
Подготовка к самостоятельной работе тоже занимает немного времени. Фронтально выясняется, все ли понятно по домашнему заданию, четко озвучивается содержание задания, объясняется последовательность его выполнения, дается рекомендация начинать с более сложного предмета, поэтому каждый ученик выберет свой предмет.
Во втором и третьем классах на самоподготовку отводится 1,5 часа, в четвертом- 2 часа. За это время дети успевают сделать задания по двум- трем предметам. Целесообразно готовить в группе письменные задания, а чтение и заучивание стихотворенийможно перенести на дом, т.к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности.
В некоторых случаях будет необходима индивидуальная помощь воспитателя, т.к. не у всех учеников выработаны необходимые навыки, могут быть сложными задания. Однако ребенок должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, он должен сам внимательно прочитать задание, подумать над его выполнением, вспомнить , как это делалось в классе, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.
Ученики. хорошо успевающие и быстро справившиеся с работой, могут объяснять и проверять домашнее задание у более слабых. В некоторых случаях можно организовывать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатываетумение давать оценку работе.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь нужно оценить работу каждого учащегося: кто работал самостоятельно, кому было сложно, но он справился, оценить желание ребят помочь товарищам и т. д.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки необходимо постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто работает. Каждый воспитатель должен помнить то, что дети целый день находятся в школе и для них это огромный труд. А чтобы для детей самоподготовка проходила более легко, необходимо искать новые пути и средства ее реализации.