Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Средства выразительности письменной речи 

Полозова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов лицея
№ 126 Санкт-Петербурга

Проблемы развития речи являются актуальными для методической науки. Все современные программы по русскому языку уделяют большое внимание развитие речи учащихся, в том числе письменной, которая необходима для умственного развития, успешного обучения, для способа познания действительности. Письменная речь не может полноценной без владения средствами выразительности.
В программах и учебниках по русскому языку уделяется внимание обучению выразительности; отбираются художественные тексты, проводится лексико-стилистический анализ, предусматриваются задания, которые формируют умения соотносить авторскую позицию и выразительные средства, которые использовал автор. Материал упражнений и сам характер заданий побуждает учащихся создавать свое, опираясь на собственные наблюдения, опыт и в то же время используя речевые модели писателей. В творческих работах задача учеников состоит в том, чтобы выразить свои мысли, донести смысл своего высказывания используя выразительные средства.
У учащихся начальной школы есть все предпосылки для овладения ими: есть опыт написания сочинений и изложений, накоплен довольно большой словарный запас, дети эмоционально воспринимают текст, есть задания по работе над выразительными средствами в учебнике. Как показывает практика в своих письменных работах младшие школьники редко употребляют средства выразительности письменной речи. Какие же условия должны быть, чтобы дети использовали образную  лексику  как средство выразительности письменной речи. 
  В ходе своей работы я убедилась, что овладение младшими школьниками  средствами выразительности письменной речи будет успешным при соблюдении следующих методических условий:
1.Наличие системы упражнений в обучении младших школьников использованию средств выразительности;
2.Создание на уроках речевые ситуаций, обеспечивающих формирование у детей мотива для письменного высказывания;
3.Включение в систему обучения теоретических сведений и практических приемов, связанных с применением средств выразительности письменной речи;
4.Использование разнообразных приемов при обучении средствам выразительности.
5.Подбор высокохудожественной литературы для упражнений в связной речи.
  Перед началом работы я выявила уровень владения младшими школьниками лексическими средствами выразительности письменной речи, разработала систему занятий по овладению младшими школьниками лексическими средствами выразительности. Изучив теоретические основы обучения младших школьников использованию средств выразительности письменной речи и рассмотрев письменную речь как деятельность убедилась, что для структуры речевой деятельности характерен операционный механизм, представляющий собой цепь речевых действий и операций, каждое звено которой включает ориентировку (мотивацию), планирование и реализацию высказывания.
 Рассматривая эмоционально-экспрессивную лексику как средство выразительности письменной речи увидела, что наиболее определенна и отчетлива выразительность на лексическом уровне. В семантике слова обычно различают денотативное (основное) и коннотативное (дополнительное, сопутствующее) значение. Денотативный компонент лексического значения - это объективно-понятийное содержание слова. Коннотативный компонент представляет собой субъективно-оценочное содержание слова (включая эмоциональности, экспрессивность, оценочность слов).
   Лексические выразительные средства в языке это эмоционально-экспрессивная лексика. Она включает слова, которые отражают отношение к ним пишущего, выражают оценку, содержат особую выразительность.  Слова с ярким оценочным значением содержат особую экспресию. Многозначные слова употребленные в переносном значении и слова выражающие положительную или отрицательную оценку позволяют предположить, что младшим школьникам будет доступно их понимание.
  Изучение образной лексики целесообразно начать с переносного значения слов (уподобление одного явления другому на основании сходства), затем изучить сравнение (сопоставление одного предмета с другим) и только потом олицетворение (наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека это происходит на основании переносного значения и сравнения).
   Изучение работ Ладыженской Т.А., Львова С.И. и других методистов позволили выделить знания и умения, необходимые для овладения средствами выразительности письменной речи: знание средств выразительности и особенности их применения в соответствии с целью высказывания; умение находить, выделять и употреблять средства выразительности и обосновывать их выбор.
  При изучении изобразительных средств выделяются следующие этапы: создание готовности к усвоению лексических сведений; осознание учащимися средств создания образности; ознакомление с изобразительными лексическими средствами; умение пользоваться изученными лексическими средствами.
   В процессе изучения лексических образных средств использовались приемы: наблюдение над языком, нахождение и раскрытие образных средств, вычленение из контекста, подражание образцу, самостоятельное конструирование.
При изучении  образных лексических средств применялись следующие приемы: 

 

  • наблюдение над языком; 
  • создание речевой ситуации (постановка вопросов и задач проблемного характера, использование игровых форм упражнений);
  • сообщение теоретических сведений о средствах выразительности (сравнение, переносное значение, олицетворение)
  • выделение художественных средств в тесте и объяснение их назначения и уместности; 
  •  иллюстрирование, словесное рисование;
  • использование выразительных средств в собственной речи (составление детьми предложений устно и письменно с выразительными средствами и написание сочинения)
  • проведение опытов по замене слов  и конструкций исходного текста иными, параллельными вариантами.

  После изучения каждого выразительного средства проводилась самостоятельная работа. Самостоятельные работы показали, что ученики правильно определяют переносное значение, удачно используют сравнения, умеют создавать образные олицетворения, умеют использовать различные выразительные средства. Для выявления уровня владения умением использовать выразительные средства детям было предложено написать сочинение и изложение. При проверке выяснилось, что младшие школьники используют эмоционально-экспрессивные слова в письменных высказываниях, если правильно поставить учебную задачу, провести анализ выразительных средств и их роли в тексте и провести словарную работу. Младшие школьники умеют использовать различные выразительные средства при написании сочинений и изложений. Младшие школьники способны овладеть эмоционально-экспрессивной лексикой  если создать речевую ситуацию, объяснить значение образных слов, выделять художественные средства и объяснять их назначение и уместность, проводить опыты по замене слов параллельными вариантами, составлять предложения и тексты с выразительными средствами и использовать наглядность.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»