Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи у детей 6-8 лет с использованием коллажей

Тесленко Ксения Юрьевна


ВВЕДЕНИЕ

 Хорошо сформированная связная речь у будущего первоклассника – требование современной школы. К сожалению, с каждым годом становится все больше детей, имеющих ту, или иную речевую патологию, которая влияет на общение с окружающими его людьми – родителями, сверстниками, учителями. Сейчас редко встретишь младших школьников, речь которых была бы богата использованием эпитетов, сравнений и синонимов. Если речь ребенка развита плохо, то это сказывается на всех психических процессах, даже тех, которые не имеют отношения к речи: у детей ослаблено внимание, страдает вербальная память, сужается объем запоминания.
Чтобы не наскучить ребенку и удержать его внимание, материал должен быть интересным, красочным и занимательным. Известны факторы, которые облегчают процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна и Д. Б. Эльконина является наглядность.
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Коллаж – это расположенные на листе А4 картинки, связанные между собой по смыслу, и предназначенные для того, чтобы научить ребенка рассказывать о том, что он видит. Курс содержит материалы занятий (уроков) по развитию речи с элементами межпредметных связей: логопедии, окружающего мира, знакомство с буквами и звуками, цифрами, развитие логики и мышления у детей 6-8 лет. Для оформления курса используются качественный иллюстрационный материал (коллажи), выполненный автором.
Созданные автором коллажи имеют одного персонажа доброго Змея Горыныча, который очень нравится детям и вызывает у них живой, активный интерес к процессу обучения.
Таким образом, предлагаемый материал поможет развить связную речь ребенка, обогатить словарный запас, научить четко и ясно выражать свои мысли.
Разработка предназначена для педагогов начальной школы; учителей-логопедов; воспитателей дошкольных образовательных учреждений; педагогов, занимающихся подготовкой детей к школе; родителей, занимающихся с детьми самостоятельно.

Цель занятий - активизировать речевую деятельность учеников
Решают следующие задачи:
коррекционные:
- обогащениесловарногозапасапозаданнойлексическойтеме;
образовательные:
- закреплениепонятий«буква», «звук», «слог»,«слово»;
развивающие:
- развитиемышления,воображения,связнойречи;
- развитиевнимания,восприятия.
Оборудование:
Коллаж, рабочие тетради детей, ручки, цветные карандаши зеленого, синего и красного цветов, доска.

ЗАНЯТИЕ 1. «ВРЕМЕНА ГОДА»

 4 времени года с Горынычами (1 Час)

 Педагог показывает коллаж, на котором изображено 4 времени года.
П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.
Обычно дети сразу обращают внимание на Горынычей, а уже потом отмечают признаки времен года.  Переходят к рассмотрению каждого фрагмента коллажа отдельно.
Ребенок должен найти и подробно описать признаки каждого времени года. П: скажи, картинка с каким временем года находится в нижнем левом углу? В верхнем правом? а что расположено в центре картинки?
 Р: Земной шар (Земля)
П: Почему он изображен на этом коллаже? Какое отношение он имеет к временем года?
П: Обрати внимание на цифры. Почему именно эти цифры находятся на коллаже.
Ребенок должен ответить, что цифра 4 обозначает 4 времени года – сезона. 3 – это количество месяцев в каждом сезоне, а 12 – это количество месяцев в году. Педагог предлагает назвать месяцы, относящиеся к тому, или иному сезону.
Если ребенок затрудняется в ответе, то педагог объясняет ему, что Земля вращается вокруг своей оси, вследствие чего и происходит смена времен года.
П: А ты заметил, что на всех картинках Горыныч улыбается? Потому что, у природы нет плохой погоды, ведь как можно отметить, круглый год Горыныч улыбается. А какое твое любимое время года? Расскажи почему.
П: Вспомни, пожалуйста, о чем мы сегодня разговаривали. Перечисли мне все времена года. Вспомни, почему происходит смена времен года. 

ЗАНЯТИЕ 2. «ЗИМА»

Горыныч – Зима (1 час)

 Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч зимой.
П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.
Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, должен определить, какое это время года.
П: Кто изображен в центре?
Р: Дракончик.
П: А ты знаешь как  в русских сказках называется этот персонаж?
Если ребенок затрудняется, то педагог знакомит ребенка с персонажем – Горыныч.
 П: Как ты думаешь, почему на нем надеты шапка и шарф?
Р: Потому что зима.
П: А как ты понял, что на коллаже изображена именно зима, а не осень? Ведь осенью люди часто носят и шапки, и шарфы.
Р: Падает снег, снеговик сидит на санках, на ветках елки лежит снег.
П: Хорошо. Обрати внимание, изо рта Горыныча идет пар. Это могло подсказать тебе о времени года? Летом у людей тоже идет пар изо рта?
Р: Нет, только когда холодно.
П: Верно! Как мы назовем все то, что перечислил одним словом: снег, снеговик, валенки, идет пар изо рта?
Р: Признаки зимы.
П: Абсолютно верно! Это признаки зимы. У каждого времени года есть свои признаки, и ты только что нашел их для зимы. Давай дальше рассмотрим рисунок. Как ты думаешь, зачем солнышко надело шапку?
Р: Потому что, когда на улице холодно, нужно надевать шапку.
П: Правильно! Обязательно и  дети, и взрослые должны надевать шапки, когда на улице холодно. Иначе, можно застудить уши и они будут болеть. Ведь болеть – это всегда плохо, правда?
Р: Да! Болеть – нехорошо! Лучше быть здоровым!
П: Совершенно верно! Скажи, пожалуйста, ты знаешь, что нужно делать, чтобы меньше болеть?
Р: Есть овощи и фрукты.
П: Правильно! А многие люди закаляются. Ты знаешь, что значит «закаляться»?
Р: Нет
П: Закаляться – это укреплять свое здоровье с помощью упражнений, становиться более выносливым и сильным. Как ты думаешь, это важно?
Р: Да, очень! Каждый должен быть здоровым!
П: Ты абсолютно прав! Здоровье очень важно для каждого! Молодец! Вернемся к нашему Горынычу. Посмотри внимательно, что у нас изображено слева внизу.
Р: Это сапожки.
П: А ты знаешь, как называются эти сапожки?
Р: Нет
П: Валенки. Это специальная обувь для зимы, которую носили раньше. В них было тепло зимой и не жарко весной. А какую обувь еще ты знаешь?
Р: Сандалики, туфли
П: А мы пойдем зимой в сандаликах по улице?
Р: Нет, ведь у нас замерзнут ноги.
П: Точно! Именно поэтому мы утепляемся и надеваем зимние сапоги, чтобы наши ноги были в тепле. А посмотри на лапки нашего Горыныча. Он забыл надеть сапожки!
Р: И у него могут замерзнуть лапы!
П: Верно! Ведь снег холодный и мокрый. Будем надеяться, что в следующий раз наш Горыныч не будет рассеянным и не забудет надеть на свои лапки обувь. Вспомни, какой самый веселый и волшебный праздник люди празднуют зимой?
Р: Конечно же новый год!
П: Ты прав! Это новый год! А когда мы празднуем новый год?
Р: В ночь с 31 декабря на 1 января.
П: А что означает 1 января. Это первый день чего?
Р: Первый день нового года.
П: Совершенно верно! Это первый день нового вновь наступившего года. Ты молодец!
Картинка убирается педагогом.

Рефлексия
П: Давай вспомним, что было изображено на рисунке.
Р: Там был изображен Горыныч зимой.
П: А как ты определи, что именно зима была изображена?
Р: Там был снег, и санки со снеговиком, и елочка в снегу.
П: Верно! А вспомнишь, во что был одет Горыныч?
Р: На нем были шапка и шарф, чтобы Горыныч не замерз.
П: Хорошо, молодец! А ты вспомнишь, что забыл надеть рассеянный Горыныч?
Р: Сапожки
П: Ты молодец! Все вспомнил. Итак, сегодня, с помощью коллажа мы с тобой познакомились с признаками зимы, узнали, что значит закаляться и что это очень важно для нашего здоровья! 

 ЗАНЯТИЕ 3. «ВЕСНА»

Горыныч – Весна (1 час)

 Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч весной.
 П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.
Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, должен сказать, какое это время года.
П: Кто изображен в центре?
Р: Это наш  Горыныч, который был зимой!
П: Абсолютно верно! Наш Горыныч пришел из зимы в какое время года?
Р: В весну
П: Правильно! А как ты понял, что это именно весна?
Р: Весело светит солнышко, распускаются цветочки, тают сосульки.
П: Да, верно! Это как называется?
Р: Признаки весны.
П: Обрати внимание, какое веселое солнышко светит в углу. Зимой оно было холодное, а сейчас? Какое оно?
Р: Теплое.
П: Верно! Оно стало теплым и светит тепло. Что еще ты заметил?
Р: Появились цветы
П: Точно! Появление цветов – это признаки весны. Вот и солнышко украсило себя цветами. Ведь так гораздо красивее, правда?
Р: Да!
П: Ты знаешь, как называются первые весенние цветы
Р: Да, подснежники
П: А почему у них такое название.
Р: Потому что они появляются из под снега.
П: Покажи на коллаже подснежники. С какой стороны от дракончика расположись подснежники – слева или справа?
Р: Слева.
П: Все верно!  Какие цветы ты еще видишь на картинке?
Если ребенок отвечает «мимоза», то педагог сразу задает вопрос ребенку, с каким праздником ассоциируется у него этот цветок.
Р: С 8 марта.
П: А что это за праздник?
Р: Это праздник мам.
П: А кого еще поздравляют в этот день?
Р: Бабушек, сестренок, знакомых девочек.
П: Правильно, потому что 8 марта – это Международный женский день.
 
Послушай загадку:
«Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт».
 
П: Что же это за гвоздь?
Р: Это сосулька.
П: Покажи на рисунке сосульку
Р: А кого ты видишь в окне?
Р: Птичка
П: Как ты думаешь, какую эмоцию она выражает?
Р: Ему страшно
П: Как ты думаешь, почему?
Р: Он боится, что на него упадет сосулька.
П: А ты видел, как падают сосульки с крыш?
Р: Да, видел
П: В это время стоит быть очень осторожным, ведь упав, сосулька может поранить человека. Поэтому не стоит подходить очень близко к домом, где с крыш свисают сосульки. А ты видел, чтобы люди работали зимой на крышах?
Р: Да, видел. Они сбрасывают с крыш снег
П: А как зачем?
Р: Чтобы не появлялись сосульки и не поранили людей при падении.
П: Молодец! Что ты видишь в правом нижнем углу?
Р: Две птички купаются в луже?
П: Как ты думаешь, зачем они купаются в луже?
Р: Наверное, чтобы вымыть перышки.
П: Правильно! А ты умываешься по утрам?
Р: Конечно!
П: Ты молодец! Ведь это важное правило соблюдения гигиены.

Рефлексия
Коллаж убирается.
П: Расскажи, что было изображено на картинке?
Ребенок рассказывает, что он запомнил
П: Опиши, пожалуйста, признаки весны
Ребенок должен связно рассказать о всех признаках весны, которые он знает и о каких новых узнал на занятии.

 

ЗАНЯТИЕ 4. «ЛЕТО»

Горыныч – Лето (1 час) 

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч летом.
 П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.
Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, должен сказать, какое это время года.
П: Кто изображен в центре?
Р: Это наш  Горыныч, только вокруг него уже лето!
П: Точно! А как ты понял, что наступило лето?
Р: Девочка загорает, летают стрекозы, внизу стоит целая корзинка земляники.
П: Хорошо! Молодец! Скажи, а земляника – это фрукт? Или ягода?
Р: Это ягода.
П: А какие ягоды ты еще знаешь?
Р: Клубника, малина, вишня
П: Что мы можем сделать из ягод?
Р: Варенье, сок, компот.
П: Молодец! А куда мы можем положить ягоды, в качестве начинки?
Р: В пироги. Это будут сладкие пироги
П:Точно! Молодец, все правильно! Посмотри, кто летает вокруг нашего Горыныча?
Р: Бабочки и стрекозы
П: А это кто?
Р:Это насекомые
П: А каких насекомых ты еще знаешь?
Р: Жуки, божья коровка, муравьишки.
П: Молодец! Верно! А может быть ты сможешь назвать, какие бабочки бывают? Ты знаешь виды бабочек?
Р: Капустница, лимонница.
П: У них интересные названия. Как ты думаешь, от какого слова произошло названия этих бабочек?
Р: Капустница – от капусты, лимонница – от лимона.
П: Ой, а они что, живут на лимоне и капусте?
Р: Нет! Капустница – белая, как кочан капусты, лимонница – желтая, как лимончик.
Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог подсказывает ему.
П: А ты знаешь чем покрыты крылышки бабочек?
Р: Пыльцой.
П: Точно! Пыльцой. Хорошо, молодец! Обрати внимание, наше солнышко надело шляпку. И люди часто носят летом кепки и шляпы. Как ты думаешь, для чего?
Р: Солнце может напечь голову.
П: Верно! И что может произойти, если солнце напечет голову?
Р: Человеку может стать плохо.
П: Правильно. Поэтому нужно носить кепку или панамку, когда на улице сильное солнце. Вот и наша девочка на коллаже надела панамку. Скажи, в каком углу ты видишь девочку?
Р: В правом нижнем
П: Верно! Что она делает, как ты думаешь?
Р: Девочка лежит и загорает
П: А зачем люди загорают?
Р: Чтобы кожа поменяла цвет и было красиво.
П: Верно. Но стоит быть осторожным – нельзя слишком долго лежать на солнце. Как ты думаешь, почему?
Если ребенок затрудняется с ответом, подсказать ему:
П: Может возникнуть перегрев, или может возникнуть солнечный ожог, что вредно для нашей кожи. Что нужно сделать, чтобы не обгореть и не перегреться, как ты думаешь?
Р: Не лежать слишком долго на солнце, чаще купаться.
П:  Молодец! Ты абсолютно прав! Обрати внимание, что расположено рядом с девочкой?
Р: Стоит зонтик
П: Как ты думаешь, зачем он нужен?
Р: Он закрывает девочку от сильного солнца
П: Что создает зонтик, можешь сказать?
Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог объясняет ему про тень:
П: Зонтик загораживает солнце и образует тень. Присмотрись-ка, кто там сидит в траве такой маленький, рядом с девочкой?
Р: Это божья коровка.
П: А это кто? Животное? Насекомое?
Р: Это насекомое
П: А ты видел сам божьих коровок?
Р: Да, летом. Они красные с черными точечками на спинке.
П:А они летают? Ты видел, как они летают?
Р: Да, видел.

Рефлексия
Коллаж убирается.
П: Расскажи, что было на коллаже. Что ты запомнил
Р: Там был наш Горыныч летом. Там были стрекозы и бабочки, и девочка загорала. А еще в траве сидела божья коровка.
П: Молодец! А ты любишь лето?
Р: Да! Очень!
П: Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался!
 
ЗАНЯТИЕ 5. «ОСЕНЬ»

Горыныч – Осень (1 час) 

План работы по коллажу аналогичен работе с Коллаж №2 – зайка. Если ребенку очень понравился персонаж Горыныч, то работа продолжается по Коллажу Горыныч Осенью. Если ребенок заинтересовался персонажем, или устал от данного героя, то можно предложить Коллаж №2 - Зайка.
С зайкой (1 час)

 Осень
П: Скажи, какое сейчас время года?
Р: Осень
П: Давай познакомимся с этим временем года подробнее.
Показываем ребенку коллаж с зайкой, ребенок смотрит на него несколько минут. Затем коллаж убирается и педагог просит рассказать ребенка, что он запомнил. На коллаже 8 опорных моментов:
- падающие листья
 - сердитая дождевая туча
 - красный в горошек зонтик
 - зайка в центе под зонтиком
 - гроздь и листья рябины
 - грибы лисички
 - мухомор
 - подосиновик.
Педагог показывает коллаж и предлагает ребенку оценить, какое кол-во объектов коллажа он запомнил
П: В природе зайцы больше всего боятся лисичек. На картинке есть лисички, но зайка их не боится. Почему? Покажи лисичек на картинке. Какие еще грибы есть на картинке? А какие еще ты можешь назвать? Какие из изображенных грибов съедобные, а какие нет?
Если ребенок знает название грибов – подосиновик, мухомор, то педагог задает вопрос – почему гриб так назван?
Р: Потому что он растет под осинами.
(Если не знает, то педагог называет гриб сам.)
П: Ты знаешь, какие грибы растут под березами?
Ребенок называет грибы.
П: Листья каких деревьев ты видишь на картинке? Назови их.
Р: Листья клена, рябины, каштана.
П: Ты знаешь как называется явление связанное с деревьями, которое мы можем наблюдать осенью?
Р: Листопад
П: А из каких слов состоит это слово? Назови их.
Р: Листья и падать
П: А какое еще явление природы мы можем часто наблюдаем осенью?
 
Послушай загадку:
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
 
П: Что же это?
Р: Дождь
П: А от куда падает дождь? Покажи на коллаже
Р: Из тучки.
П: А почему тучка сердитая?
Р: Зайка закрылся от нее зонтиком и теперь не промокнет. Поэтому зайка улыбается, а тучка злится.
П: А что тебе помогло догадаться, что зайка веселый, а тучка сердитая?
Р: Зайка улыбается, а тучка нахмурилась
П: И люди могут улыбаться, грустить, смеяться и злиться. Как это называется?
Если ребенок затрудняется, познакомить его с понятием «эмоции».
 
Рефлексия
Коллаж убирается педагогом.
П: Сегодня мы с тобой познакомились с одним из времен года. Давай вспомним, как оно называется?
Р: Осень
П: Какие  признаки осени ты можешь назвать? Какие были изображены на коллаже?


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»