Устный счет, как средство формирования вычислительных
навыков у младших школьников с легкой
умственной отсталостью
Болбочан Ксения Владиславовна
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что в настоящее время перед современными школами стоит множество задач, которые должны решаться на протяжении всего периода обучения школьников. Одной из задач обучения математике является формирование вычислительных умений и навыков, как письменных, так и устных. Эти умения и навыки нужны, как для дальнейшего обучения школьников, так и для их практической жизни. Вычислительная культура формируется у учащихся на протяжении всех лет обучения, но фундамент ее закладывается в период обучения детей в начальной школе. Именно в это время учащиеся овладевают элементарными математическими умениями, навыками и учатся осознанно использовать основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление). В последующие годы все сформированные на начальном этапе обучения вычислительные умения и навыки совершенствуются и автоматизируются.Первый этап — анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Второй этап включал в себя разработку методик на основе теоретического материала и проведение экспериментального исследования. Третий этап заключался в количественном и качественном анализе полученных результатов, и определении уровня сформированности устных вычислительных умений и навыков у младших школьников третьего класса с интеллектуальным недоразвитием. Четвертый этап — это разработка методический рекомендаций по организации и проведению устного счета, направленного на формирование устных вычислительных умений и навыков у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы удалось раскрыть содержание понятий «вычислительное умение» и «вычислительный навык», выделить основные этапы формирования вычислительных умений и навыков на уроках математики в начальной школе, выявить особенности и трудности формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников с умственной отсталостью и определить место устного счета в данном процессе.
Исследование проводилось на базе школы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа № 18 Центрального района города Санкт-Петербурга. Всего в эксперименте приняли участие 7 учащихся третьего класса. Из них 5 мальчиков и 2 девочки. Возраст учащихся – в третьем классе варьировался от 9 до 12 лет.
Содержание констатирующего эксперимента включало 5 заданий. Каждое задание во всех сериях, выполняемое учащимися, оценивалось по шкале от 0 до 6 баллов соответственно с определенными критериями оценки:
- Понимание инструкции;
- Правильность выполнения;
- Самостоятельность.
Анализ количественных данных показал, что актуальный уровень сформированности вычислительных умений и навыков у школьников с умственной отсталостью младшего школьного возраста (от 9 до 12 лет) преобладает низкий.
Это обусловлено тем, что в силу их особенностей, а именно несовершенства познавательной деятельности, косности и тугоподвижности мышления, стереотипности ответов и заученных штампов, учащиеся с интеллектуальным недоразвитием испытывают трудности в обучении математики, процесс формирования вычислительных умений и навыков происходит медленнее и менее продуктивно, в сравнении с нормально развивающимися детьми. Школьники с умственной отсталостью нуждаются в целенаправленной стимулирующей, обучающей помощи и воздействий со стороны учителя. Что в свою очередь, говорит о том, что полученные результаты констатирующего эксперимента показали необходимость грамотного построения урока с включением устного счета, как обязательный его этап и более целенаправленной работы учителей на уроках математики, направленной на успешное формирование вычислительных умений и навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
На основе полученных результатов и проанализированной литературы, были разработаны методические рекомендации по организации и проведению устного счета, направленного на формирование устных вычислительных умений и навыков у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. В рекомендациях предложены принципы, которых следует придерживаться при проведении устного счета на уроках математики, выделены основные приемы, которые применяются в работе над формированием устных вычислительных умений и навыков, а также разработаны задания, которые направлены на формирование устных вычислительных умений и навыков, в частности задания направлены именно на те умения и навыки, которые сформированы у учащихся 3 класса менее всего.