Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка
Татурина Екатерина Вячеславовна
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.
Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.
Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
В то же время, подготовка и проведение предметных олимпиад и конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.
Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.
Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со сверстниками.
Вариант олимпиады по литературному чтению 2 класс
1.Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедини название сказки и предметы линией. Назови автора всех этих сказок.зонтик «Дикие лебеди»
санки «Стойкий оловянный солдатик»
скорлупа грецкого ореха «Оле –Лукойе»
крапива «Снежный королева»
бумажный кораблик «Дюймовочка»
2.Вспомни сказки и ответь на вопросы.
* Какое растение помогло принцу отыскать настоящую принцессу. __________________________
* В ящике с какими фруктами плыл на корабле Чебурашка? _________________________________
* У какого волшебного цветка лепестки были всех цветов радуги?____________________________
* Кто помогал героине сказки «Крошечка-Хаврошечка»?____________________________________
* В кого превратился гадкий утёнок в сказке Андерсена? __________________________________
* Сколько мух убил одним махом храбрый портняжка? _____________________________________
* Как звали мальчика-луковку из сказки Джанни Родари?___________________________________
* Как звали знаменитого мужчину, который был в самом расцвете сил?________________________
* Какой герой ездил на печи?___________________________________________________________
3.Найди пословицу о труде:
А) Близок локоть, да не укусишь
Б) Всяк паучок знай свой уголок
В) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться
Г) Своя земля и в горсти мила.
4. Прочитай тексты, соедини линиями в правильном порядке.
Жили-были на одном дворе
Козѐл да Баран. Жили между
собой дружно: сена клок и стихотворение
тот пополам, а коли вилы в бок –
так одному коту Ваське.
На эту кушетку, на эту тахту,
На эту кровать или даже на ту,
На этот диван или даже на тот, рассказ
Где целыми днями валяется кот,
Ложитесь и спите, пожалуйста, сами!
Через дорогу от моего дома – школа.
Я еѐ каждый день вижу, и, кажется, сказка
С каждым учеником знаком.
5. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.
Аркадий Гайдар Маугли
Ганс Христиан Андерсен Дядя Стёпа
Евгений Шварц Чук и Гек
Корней Чуковский Дикие лебеди
Сергей Михалков Пеппи Длинный Чулок
Астрид Линдгрен Сказка о потерянном времени
Самуил Маршак Тараканище
6.Найди рифмы к словам:
Жара_____________________ Речка___________________
Ребята__________________.
7.Спиши, соединяя части «крылатого выражения»:
Льѐт, как зеницу ока.
Беречь, как ножом отрезать.
Дрожать, как осенний лист.
Сказать, как из ведра.
Торопиться, как своих ушей.
Не видать, как на пожар.
8.Найди пару, вспомнив полное имя, фамилию или прозвище литературного героя.
Марья разбойник
Рики-Тики Лукойе
Огневушка Крузо
Мэри искусница
Карлик Тави
Жар Баба
Робинзон поскакушка
Оле Поппинс
Али Нос
Соловей птица
9.Пробуем сочинять стихи. Вставь подходящие по смыслу слова из слов для справок так, чтобы получилось стихотворение.
Ледоход: лѐд________________________.
Вышел на берег народ,
_____________, как река______________.
Лѐд в кусочки _______________________.
Слова для справок: разбивает, идѐт, играет, смотрит
10.Соедини имя, отчество писателя с фамилией
Агния Львовна Михалков
Владимир Владимирович Житков
Виталий Валентинович Бианки
Николай Николаевич Гайдар
Борис Степанович Маяковский
Аркадий Петрович Барто
Сергей Владимирович Чарушин
Евгений Иванович Носов
Вариант олимпиады по окружающему миру для 2 класса
1. В книге «Из Сибири» А. П. Чехов писал: «…в тайге живут медведи, волки, сохатые, соболи и дикие козы». Кого писатель назвал "сохатым"?
2. Восходящее солнце является символом страны, у которой красное солнце изображено в центре государственного флага. Это – флаг …
А) Монголии; Б) Китая; В) Пакистана;
Г) Японии; Д) Индии.
3. Как называется плод клёна?
А) крылатка; Б) шишка; В) орешек; Г) зерно; Д) семянка.
4. Как называются плоды дуба?
А) коробочки; Б) шишки; В) стручки; Г) бобы; Д) жёлуди.
5. Ответь на вопросы:
Насекомое, у которого может быть несколько глаз. -------------------------
Как называется временное повышение температуры воздуха зимой или ранней весной? -----------------------------------------------------------
Чем больше колец, тем старше жилец. -----------------------------------------
Про какое животное можно сказать, что оно «вылезает из кожи вон»?
--------------------------------------------------------------------
Какой новорождённый весит больше взрослого слона?------------------
6. Зачеркни лишние буквы и найди название рек.
БАВОЛГАТМАОБЬЦЫТИГРДИСЕНИСЕЙДОМЮЯМОСКВАТИВНЕВАРАВЛЕНАЩАДОН
7.В каком порядке происходит половодье? Расставьте цифры перед
признаками правильно:
1. река переполняется водой
2. вода заливает большие территории
3. лед и снег тают
4. река выходит из берегов
8.В каждой группе названий зачеркни «лишнее» понятие.
- Ухо, язык, нога, глаз, нос.
- Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
- Сосна, пихта, ольха, лиственница.
- Луна, Земля, Солнце, Колумб.
- Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
- Лучина, телевизор, лапти, карета.
- Пингвин, кит, страус, аист.
- Гейзер, компас, барометр, термометр.
- Осина, ольха, лиственница, берёза.
- Метель, роса, снеговик, сугроб.
9. Отгадай, от чьего лица идёт речь?
А) В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Меня можно встретить в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много витаминов, железа. Я улучшаю зрение.
--------------------------------------------------------------------------------
Б) Меня в народе называют «медвежьей ягодой». Но не только медведь любит мною лакомиться. Собирают меня и сушат про запас на зиму люди. Знают люди, что не обойтись им без меня во время простуды.
--------------------------------------------------------------------------------------
В) Я расту на болотах. Спелые ягоды – ярко-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Это прекрасное витаминное и жаропонижающее питьё
---------------------------------------------------------------------------------
10.Соедини линиями(стрелками) органы чувств и их функции:
язык обоняние
кожа рук вкус
нос слух
ухо зрение
глаз осязание
11. Узнай загадочных животных и подчеркни правильный ответ
1). Какое из этих животных светится в темноте?
АРБАН МОКАР КТЛЯВЕЧСО СОРОГНО
2). Какое из этих животных ядовитое?
КАГЛА БЕЗРА ДЮКАГА ЛУКСИС
3). Какая птичка самая маленькая?
РИКИЛОБ ПЯЛЦА СУРАТС ЁРЛО
4). Какое животное выше всех?
РЫКСА ФАРИЖ ПЛЕСЕНЬ ГРИТ
5). Какая птица выводит птенцов зимой в наших лесах?
ДЕБЕЛЬ КСЁЛТ СУГЬ
Вариант олимпиадной работы по математике 2 класс
1.В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников? 2.Вероника спросила своего брата: « Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»
3.Как пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, чтобы две из них были четырехугольной формы, а две – треугольной. 4.
4.Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали?
5.Лист бумаги сложили пополам три раза, и в сложенном листе мышь прогрызла три сквозные дырки, не попадающие на сгибы. Потом лист развернули. Сколько дырок оказалось на листе?
6.Между некоторыми цифрами поставьте знаки действий и скобки так, чтобы получилось верное равенство.
1 2 3 = 1 1 2 3 4 = 1
7.Стороны треугольника равны трем последовательно расположенным числам. Периметр его равен 18 см. чему равна каждая сторона треугольника?
8. За квадратный стол могут сесть одновременно 4 гнома, по одному с каждой стороны. Для вечеринки 7 таких столиков составили в ряд (вплотную один к другому). Сколько гномов могут сесть за получившийся длинный стол?
9. Развешивая по одному мокрые полотенца на верёвку, мама всегда закрепляет каждый из обоих уголков полотенца прищепкой. А уголки двух рядом висящих полотенец она всегда закрепляет одной прищепкой. Сегодня она на верёвку повесила 9 полотенец. Сколько прищепок она использовала?
9. На празднике по случаю дня рождения было 2 одинаковых торта.Каждый из них сначала разрезали на четыре равные части. Затем каждую из полученных частей разрезали ещё на три равные кусочка.Каждый из присутствующих съел один кусочек торта. Не съеденными остались три кусочка торта. Сколько человек присутствовало на празднике?
10. Моего отца зовут Сергей Петрович, а моего сына – Алексей Владиславович. Как зовут меня?
11."Сколько девочек в вашем классе? - спросил Яша у Гали. Галя, подумав немного, ответила: "Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмёрками, и к полученному результату прибавить наименьшее двузначное число, то, как раз получится число девочек в нашем классе."
12. У девочки было 18 яблок. Каждые 3 яблока она поменяла на 2 груши. А затем каждые 3 груши она поменяла на 1 конфетку. Сколько конфеток у девочки?
13. Три брата поймали 29 бычков. Когда один брат отдала кошке 6 штук, второй – 2, а третий – 3, то у каждого брата осталось равное число бычков. Сколько бычков поймал каждый из братьев?