Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказкотерапия для детей с ОВЗ

Федоова Вера Александровна
Дети с «ограниченными возможностями здоровья» — это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.
Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по- разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
 Дети с «ограниченными возможностями здоровья» — это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.
Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
  Сказка действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств. Она прямолинейно ведет  ребенка по намеченому пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно — отсталые дети характеризуются как «дети с тяжелой степенью умственной отсталости», дети с «особыми нуждами», дети с «ограниченными возможностями здоровья», «особые» дети.
Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду. 
Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья».
Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ. 
Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
Формировать навыки речевого общения.
Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15 – 20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.
После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно – печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.
Основные этапы работы над сказкой
1.Знакомство с персонажами сказки. 
2.Знакомство с главным героем сказки.
3.Первичное рассказывание сказки.
4.Вторичное рассказывание сказки.
6.Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки педагогом.
7.Совместное рассказывание сказки педагогом и ребенком.
Выполнение детьми диагностических заданий. 
Содержание
С персонажами сказки «Репка».
Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.
Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.
Первичное рассказывание сказки.
Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.
Вторичное рассказывание сказки.
Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.
Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. 
Повторное рассказывание сказки.
Стимулирование детских «подсказок»
Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.
Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Репка
Проведение игры – импровизации с ребенком.
Игра «Угадай, о ком я рассказала».
Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию
Закрепление содержания сказки. 
Игра «Веселый – грустный»
Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.
Игра «Расскажем сказку вместе»
Цель: формировать навыки речевого общения.
Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок в классе. Настольный театр.
Игра «Расскажем сказку вместе»
Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.
Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки «Репка». 
Ход игры. Педагог медленно рассказывает сказку «Репка». Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки. Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, педагог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки. 
 
Используемая литература: 
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург. Речь 2004.
Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12 2001
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр «Академия»,1997

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»