Забота о здоровье младших школьников
Пенская Жанна Викторовна
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье -
это важнейший труд педагога. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Здоровье – это богатство как для общества в целом, так и для каждого человека в индивидуальности. В настоящее время мы можем наблюдать тенденцию ухудшения здоровья младших школьников. Сейчас здоровый образ жизни, к сожалению, не является для многих родителей приоритетом. Различные изъяны общества, такие как наркомания, преступность, алкоголизм, разрастаясь, снижают психическое и физическое здоровье нации и зачастую минимизируют все усилия педагогов по воспитанию и развитию молодого поколения.это важнейший труд педагога. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Сложность и многогранность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся очень высока. Самая перспективная форма оздоровления всего общества — это улучшение здоровья юного поколения, поэтому работа над сохранением здоровья учащихся – одна из важнейших задач школы, отдельного педагога и самого ребенка. Школьники, которые испытывают проблемы со здоровьем, зачастую трудно учиться. И наша задача, как учителей, помочь справиться со всеми трудностями учащегося. Одна изоснов формирования личности – это здоровье. В связи с этим можно вспомнить слова педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
Сейчас российское образование постоянно модернизируется, и педагог начальных классов должен уделять особое внимание культуре поведения, сформированности ценностных отношений, усвоению этических норм. В тоже время при слабом здоровье детей должен быть акцент на проблеме формирования важности своего здоровья и окружающих
Имея опыт работы в школе в 40 лет, мною были проанализированы различные причины болезней у детей, был сделан вывод, что данная проблема должна решаться комплексно. На родительских собраниях были проведены беседы на тему «Здоровьесберегающие технологии в школе и семье». Здесь подразумевается формирование навыков личной гигиены, формирование ЗОЖ, профилактические меры простудных заболеваний. Поделюсь как я использовала систему здоровьесберегающих технологий в своем педагогическом опыте.
Беря во внимание, что младший школьник может продемонстрировать длительность активного внимание не более чем 20 минут, необходимо проводить физкультминутки, отводя на это часть времени урока. Поддержание рабочей позы является одной из самых утомительных нагрузок, которые испытывает школьник в классе. Следовательно не стоит требовать от ученика на протяжении всего урока сохранять неподвижное положение тела. Смена вида деятельности на протяжении урока необходимо сопровождать сменой положение тела учащегося.
Во время работу с учениками разрабатываются и используются специально структурированные и индивидуально дозированные игры с содержанием оздоровительной направленности. Это является одним из основных секретов повышения физического самочувствия учащихся.
Утро всегда начинается с проветривания помещения. Рассадка детей производится с учетом рекомендаций врачей. Учащиеся пересаживаются рядами каждую четверть. Это позволит менять угол зрения на доску. Также над доской устанавливается дополнительные осветительные приборы. В классе находятся много растений.
Проведение физкультминуток способствует избеганию утомления и уменьшению мышечного статического напряжения. Я их провожу через 15-20 минут от конца перемены или когда вижу утомление у значительной части класса. Это способствует повышению работоспособности детей.
Необходимо определять психологический климат во время урока, проводить эмоциональную разрядку. Регулярно обращаю внимание на правильность осанки учеников.
Физкультминутка проводится с учетом специфики предмета. Часто использую музыкальное сопровождение, презентации, видеоролики. Во время физкультминутки используются различные упражнения и средства чтобы восстановить оперативную работоспособность. В основном используются упражнения, направленные на снятие нагрузки с кистей рук, глаз учащихся, на восстановление и нормализацию правильного дыхания, развитие мелкой моторики.
В нашей гимназии еженедельно проходят классные часы на тему здорового образа жизни, его важности и ответственности самих учеников перед своим здоровьем.