Использование кинезиологии во внеурочной
деятельности учащихся начальных классов
Попова Марина Михайловна;
Колпаченко Ирина Михайловна,
воспитатели ГПД ГБОУ СОШ
Приморского района Санкт-Петербурга
Термин «Кинезиология» произошел от двух латинских слов «кинезис» - движение и «логос» - учение. Это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела физической активностью. При использовании кинезиологических упражнений развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Этим упражнениям более 200-сот лет. Ими пользовались Гиппократ и Аристотель.Колпаченко Ирина Михайловна,
воспитатели ГПД ГБОУ СОШ
Приморского района Санкт-Петербурга
Комплексы кинезологических упражнений включают в себя несколько направлений:
- Дыхательные упражнения
- Зрительная гимнастика
- Телесные упражнения
- Релаксация
Более сложными кинезиологическими упражнениями считаются те, где задействовано всё тело. Под влиянием таких упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При этом сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
К группе телесных упражнений относятся и точечный массаж. А также, различные упражнения с элементами массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.
Зрительная гимнастика помогает снять физическую и психоэмоциональную напряженность, укрепляет глазные мышцы, расширяет поле зрения и служит профилактикой глазных заболеваний.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Различные этапы дыхательной гимнастики можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Во время релаксации можно объединить точечный массаж и музыкальное сопровождение. Ниже предложены названия музыкальных произведений при разных эмоциональных состояниях.
Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние:
- При переутомлении («Утро» Э.Григ, «Полонез» Огинский)
- При угнетённом настроении («К радости» Л.В. Бетховен, «Аве Мария»
- При раздражительности («Хор пилигримов» Р. Вагнер, «Сентиментальный вальс» П. Чайковский)
- При снижении внимания («Времена года» П. Чайковский, «Грёзы» Р. Дебюсси)
- Расслабляющее воздействие(«Пастораль» Бизе, «Соната де мажор» часть 3 Лекана)
- Тонизирующее действие («Чардаш» Монте, «Шербурские зонтики» Леграна, «Кумпарсита» Родригес)
Возможно использование музыкальных фрагментов без использования кинезиологических упражнений, как фон.
Определенный цвет помогает воздействовать на разные психофизические процессы:
Синий цвет –расслабляет, уменьшает напряжение.
Красный активизирует- работоспособность, стимулирует психические процессы.
Жёлтый-нейтрализует негативные действия.
Зелёный - успокаивает, создает хорошее настроение.
Например: чтобы снять напряжение, подбираем изображения предметов только синего цвета и соединяем их с музыкой.
На уроке для физкультминуток и динамических пауз учитель выделяет только несколько минут. Конечно, этого недостаточно. Для достижения лучшего результата необходима система и время. Разрешить эту проблему помогает внеурочная деятельность, которая включает в себя различные формы работы:
- физкультурно - оздоровительная деятельность (подвижные игры на прогулке, физкультминутки, активные двигательные занятия на свежем воздухе);
- внеурочная деятельность (ВД «Здоровейка», ВД «Кладовая игр»,
- спортивные мероприятия (Дни здоровья, физкультурные праздники, внутришкольные соревнования).
Программа «Здоровейка» состоит из четырёх частей:
- 1 класс «Первые шаги к здоровью»;
- 2 класс «Если хочешь быть здоров»;
- 3 класс «По дорожкам здоровья»;
- 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья».
- 1. «Вот мы и в школе»;
- 2. «Питание и здоровье»;
- 3. «Моё здоровье в моих руках»;
- 4. «Я в школе и дома»;
- 5. «Чтоб забыть про докторов»;
- 6. «Я и моё ближайшее окружение»;
- 7. «Вот и стали мы на год взрослей».
При реализации программы предполагаесят обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа «Кладовая игр» предусматривает задания, упражнения, подвижные игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Детский организм чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких условиях, которые помогали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности в учебной деятельности.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и снизить негативные моменты, которые имелись в их физическом развитии.
В программу “Кладовая игр” вошли разделы:
1 раздел “Русские народные игры” изучается с 1 по 4 класс
2 раздел “Игры разных народов” изучается в 3 и 4 классах
3 раздел “Подвижные игры” изучается с 1 по 4 класс
4 раздел “Эстафеты” изучается с 1 по 4 класс.
Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Анализируя различные материалы по здоровьесберегающей деятельности, мы с коллегами очень заинтересовались кинезиологией и решили попробовать составить программу внеурочной деятельности «Умная гимнастика».
Программа составлена на основе метода «Образовательная кинестетика». Основателями этого метода являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются В.Ф. Базарный, А.Л. Сиротюк и другие.
Цель программы – сохранить и укрепить физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся путём использования кинезиологических упражнений.
Продолжительность занятий – 30-40 мин. Периодичность занятий – 2 раза в неделю. При проведении занятий важно помнить:
- гимнастика проводится систематично, без пропусков;
- от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
- на каждое упражнение даётся от 30 секунд до 1 минуты.
это 6-9 упражнений, каждое из которых поможет школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно учиться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать. Эти комплексы упражнений снимают стрессовые телесные зажимы, помогают «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела. Упражнения в каждом комплексе постепенно усложняются. Отработка каждого комплекса – не менее 4-х недель.
Комплекс упражнений «Умная гимнастика» состоит из трёх групп:
- Упражнения, пересекающие среднюю линию тела;
- Упражнения, растягивающие мышцы тела;
- Упражнения, повышающие энергию тела и углубляющие мотивацию.
- Колечко
- Кулак – ребро– ладонь
- Лезгинка
- Зеркальное рисование
- Ухо – нос
- Змейка
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что возможности использования кинезиологических упражнений для более эффективной работы по здоровьесбережению достаточно велики, как в урочной так во внеурочной деятельности. Они дают возможность положительно влиять на многие функции организма, улучшать мозговую деятельность. И всё это осуществляется через движение, которого детям очень не хватает. Творите, создавайте, импровизируйте!