Методические основы изучения глагола в 4 классе
Ганюшкина Инесса Марковна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга
Задачами изучения данной части речи являются: формирование первоначального понятия о глаголе как части речи, развитие умений осознанно употреблять глагол в устной письменной речи, повышение умственного развития учащихся и выработка навыка правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи.
В начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, которые характерны для данной части речи, и узнают о том, что глагол изменяется по временам, по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам в единственном числе прошедшего времени, а также узнает о неопределенной форме глагола.
Изучение глагола, его правописания, форм распределено по классам.
Так, в учебниках Т.Г. Рамзаевой, а также Р.Н. Бунеева и др. в 1 и 2 классах работа над глаголом носит ознакомительный характер, изучается только основное значение глагола. С 3 класса учащиеся знакомятся с изменением глагола по временам, а также с соответствующими ему терминами «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время», также дается понятие о неопределенной форме глагола.
Изучение глагола в 4 классе начинается с повторения пройденного по этой теме. Углубляются знания о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении). Развиваются навыки употребления глаголов в речи. Учащиеся знакомятся со спряжением глаголов, с правописанием личных окончаний глаголов.
Особое место в 4 классе занимает работа над навыком правописания безударных личных окончаний. В основу данного навыка входит целый комплекс знаний и умений: умение распознавать глагол, его время, лицо, число, умение перейти от временной формы к начальной и правильно называть ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, а также знание окончаний глаголов I и II спряжения и глаголов-исключений.
Также определенное внимание уделяется глаголам с суффиксом -ся и правописания -ь в тех или других глаголах в неопределенной форме с помощью вопросов: что делают? (учатся), что делать? (учиться). [1]
Умение ставить правильно вопросы к глаголам, например, к глаголу в неопределенной форме, – очень важно для правописания личных окончаний глаголов. Если учащийся сможет правильно поставить вопрос к глаголу, то он, скорее всего, без особого труда определит спряжение глагола. Например, что делать? – отправлять (I спряжение), что сделать? отправить (II спряжение).
Личные окончания глагола -у(-ю), -ёшь(-ишь), -ет(-ит) учащиеся обычно запоминают в двух вариантах, т.е. с -е, -ут (-ют) и с -и, -ат(-ят). На первых уроках учащимся предлагаются глаголы с ударным окончанием. Дети узнают личные окончания глаголов (1-е лицо – -у, -ю, 2-лицо – -ешь, -ишь, и 3-е лицо – -ет, -ит).
Далее учащиеся знакомятся с глаголами, которые имеют безударные окончания. Спряжение этих глаголов определяется по неопределенной форме. [2]
Вначале необходимо рассмотреть глаголы II спряжения, на конце которых -ить находится под ударением. Например, лепить, возить и т.д. И глаголы в неопределенной форме на -ать и -еть (I спряжение). Например, читать, белеть и т.д. В процессе формирования навыка определения спряжения глагола, учащиеся образуют от глаголов в неопределенной форме личные формы. Например, возить – возят, возишь, возит, возим, возите; читать – читают, читаешь, читает. Учащиеся списывают отдельные слова, предложения, либо тексты с пропущенными буквами. Объясняют написания глагольных окончаний, составляются предложения, отвечают на вопросы.
Далее учащимся предлагается работа с таблицей спряжения в учебнике. Учащиеся рассматривают таблицу спряжения, списывают ее, выделяют личные окончания глаголов, читают определение.
На следующих уроках учащиеся выписывают из предложений глаголы столбиками (I и II спряжения). Составляют таблицу спряжения глаголов, выделяя в них личные окончания. Например, для глаголов мечтаю, хвалю.
Списывание предложений, в которых заменять глаголы в 3-ем лице множественного числа такими же глаголами только в 3-м лице единственного числа и указывают их спряжения.
После учащимся предлагаются глаголы, которые в неопределенной форме имеют безударные гласные перед -ть.
На примере изучения типов спряжения можно заметить, как сочетаются языковая и графическая наглядность. При введении категории используется языковая наглядность, систематизация наблюдений проводится при помощи графической наглядности, конкретизация – при работе с языковой наглядностью.
Как видно из описания знакомства с типом спряжения, в современных учебниках русского языка для изучения темы «Глагол» наряду с языковой наглядностью (слова, словосочетания, предложения, тексты) используется графическая наглядность. Это могут быть схемы, таблицы с включением в них языковой наглядности, которая будет служить определенной опорой при формировании грамматических понятий.
Это могут быть таблицы «Спряжение глаголов», «Изменение глаголов по временам», схемы – алгоритмы определения спряжения глаголов, Таблицы служат для экспонирования языкового материала с определенной группировкой и систематизацией. При изучении изменения глаголов по временам удобно использовать таблицу для облегчения понимания изучаемого материала, сознательного его усвоения. Таблицы учебника, которые строятся на конкретном языковом материале, способствуют более полному раскрытию темы.[3]
При изучении темы «Глагол» учащиеся на этапе закрепления, обобщения материала самостоятельно заполняют схемы, таблицы. Они устанавливают связи между особенностями изменения глагола по временам и их видом. Таблицы можно использовать для выполнения различных видов заданий: для определения времени глагола, изменения глаголов по временам, сопоставления временных форм, определения начальной формы, спряжения по начальной форме, образования временной формы от начальной, соотнесения состава слова в начальной форме и в форме прошедшего времени и т.п. Использование таблиц формирует устойчивые лингвистические знания. [4]
Рассмотрение языкового материала во взаимосвязи с графической наглядностью при изучении данной темы, в наглядной форме способствует раскрытию грамматических закономерностей, а также облегчает формирование у учащихся не только представлений, но и понятий.
Овладение временными формами глагола для учащихся представляет значительную трудность в связи с тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения в изменении глагола по временам несовершенного и совершенного вида. Для этого целесообразно предлагать однокоренные глаголы. Данную работу лучше проводить с применением таблиц, которые будут служить наглядным материалом.
Необходимо развивать у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной. Усвоению данного умения способствует работа с применением графической наглядности и сопутствующего языкового материала.
Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в IV классе особое место и включает целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения.[ 5]
При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися алгоритмом действий представляет собой установление связей между знаниями и применение их на практике.
Известные методисты (Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов) предлагают поэтапно формировать грамматические умения, постепенно создавая на базе отдельных умений их систему. Анализ учебников и методических рекомендаций показал, что использование языковой и графической наглядности происходит во взаимосвязи. Работая с языковым материалом, учащиеся графически обозначают существенные свойства грамматического понятия.
Список литературыВ начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, которые характерны для данной части речи, и узнают о том, что глагол изменяется по временам, по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам в единственном числе прошедшего времени, а также узнает о неопределенной форме глагола.
Изучение глагола, его правописания, форм распределено по классам.
Так, в учебниках Т.Г. Рамзаевой, а также Р.Н. Бунеева и др. в 1 и 2 классах работа над глаголом носит ознакомительный характер, изучается только основное значение глагола. С 3 класса учащиеся знакомятся с изменением глагола по временам, а также с соответствующими ему терминами «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время», также дается понятие о неопределенной форме глагола.
Изучение глагола в 4 классе начинается с повторения пройденного по этой теме. Углубляются знания о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении). Развиваются навыки употребления глаголов в речи. Учащиеся знакомятся со спряжением глаголов, с правописанием личных окончаний глаголов.
Особое место в 4 классе занимает работа над навыком правописания безударных личных окончаний. В основу данного навыка входит целый комплекс знаний и умений: умение распознавать глагол, его время, лицо, число, умение перейти от временной формы к начальной и правильно называть ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, а также знание окончаний глаголов I и II спряжения и глаголов-исключений.
Также определенное внимание уделяется глаголам с суффиксом -ся и правописания -ь в тех или других глаголах в неопределенной форме с помощью вопросов: что делают? (учатся), что делать? (учиться). [1]
Умение ставить правильно вопросы к глаголам, например, к глаголу в неопределенной форме, – очень важно для правописания личных окончаний глаголов. Если учащийся сможет правильно поставить вопрос к глаголу, то он, скорее всего, без особого труда определит спряжение глагола. Например, что делать? – отправлять (I спряжение), что сделать? отправить (II спряжение).
Личные окончания глагола -у(-ю), -ёшь(-ишь), -ет(-ит) учащиеся обычно запоминают в двух вариантах, т.е. с -е, -ут (-ют) и с -и, -ат(-ят). На первых уроках учащимся предлагаются глаголы с ударным окончанием. Дети узнают личные окончания глаголов (1-е лицо – -у, -ю, 2-лицо – -ешь, -ишь, и 3-е лицо – -ет, -ит).
Далее учащиеся знакомятся с глаголами, которые имеют безударные окончания. Спряжение этих глаголов определяется по неопределенной форме. [2]
Вначале необходимо рассмотреть глаголы II спряжения, на конце которых -ить находится под ударением. Например, лепить, возить и т.д. И глаголы в неопределенной форме на -ать и -еть (I спряжение). Например, читать, белеть и т.д. В процессе формирования навыка определения спряжения глагола, учащиеся образуют от глаголов в неопределенной форме личные формы. Например, возить – возят, возишь, возит, возим, возите; читать – читают, читаешь, читает. Учащиеся списывают отдельные слова, предложения, либо тексты с пропущенными буквами. Объясняют написания глагольных окончаний, составляются предложения, отвечают на вопросы.
Далее учащимся предлагается работа с таблицей спряжения в учебнике. Учащиеся рассматривают таблицу спряжения, списывают ее, выделяют личные окончания глаголов, читают определение.
На следующих уроках учащиеся выписывают из предложений глаголы столбиками (I и II спряжения). Составляют таблицу спряжения глаголов, выделяя в них личные окончания. Например, для глаголов мечтаю, хвалю.
Списывание предложений, в которых заменять глаголы в 3-ем лице множественного числа такими же глаголами только в 3-м лице единственного числа и указывают их спряжения.
После учащимся предлагаются глаголы, которые в неопределенной форме имеют безударные гласные перед -ть.
На примере изучения типов спряжения можно заметить, как сочетаются языковая и графическая наглядность. При введении категории используется языковая наглядность, систематизация наблюдений проводится при помощи графической наглядности, конкретизация – при работе с языковой наглядностью.
Как видно из описания знакомства с типом спряжения, в современных учебниках русского языка для изучения темы «Глагол» наряду с языковой наглядностью (слова, словосочетания, предложения, тексты) используется графическая наглядность. Это могут быть схемы, таблицы с включением в них языковой наглядности, которая будет служить определенной опорой при формировании грамматических понятий.
Это могут быть таблицы «Спряжение глаголов», «Изменение глаголов по временам», схемы – алгоритмы определения спряжения глаголов, Таблицы служат для экспонирования языкового материала с определенной группировкой и систематизацией. При изучении изменения глаголов по временам удобно использовать таблицу для облегчения понимания изучаемого материала, сознательного его усвоения. Таблицы учебника, которые строятся на конкретном языковом материале, способствуют более полному раскрытию темы.[3]
При изучении темы «Глагол» учащиеся на этапе закрепления, обобщения материала самостоятельно заполняют схемы, таблицы. Они устанавливают связи между особенностями изменения глагола по временам и их видом. Таблицы можно использовать для выполнения различных видов заданий: для определения времени глагола, изменения глаголов по временам, сопоставления временных форм, определения начальной формы, спряжения по начальной форме, образования временной формы от начальной, соотнесения состава слова в начальной форме и в форме прошедшего времени и т.п. Использование таблиц формирует устойчивые лингвистические знания. [4]
Рассмотрение языкового материала во взаимосвязи с графической наглядностью при изучении данной темы, в наглядной форме способствует раскрытию грамматических закономерностей, а также облегчает формирование у учащихся не только представлений, но и понятий.
Овладение временными формами глагола для учащихся представляет значительную трудность в связи с тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения в изменении глагола по временам несовершенного и совершенного вида. Для этого целесообразно предлагать однокоренные глаголы. Данную работу лучше проводить с применением таблиц, которые будут служить наглядным материалом.
Необходимо развивать у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной. Усвоению данного умения способствует работа с применением графической наглядности и сопутствующего языкового материала.
Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в IV классе особое место и включает целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения.[ 5]
При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися алгоритмом действий представляет собой установление связей между знаниями и применение их на практике.
Известные методисты (Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов) предлагают поэтапно формировать грамматические умения, постепенно создавая на базе отдельных умений их систему. Анализ учебников и методических рекомендаций показал, что использование языковой и графической наглядности происходит во взаимосвязи. Работая с языковым материалом, учащиеся графически обозначают существенные свойства грамматического понятия.
1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2010.
2. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979
3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
4. Развивающее языковое образование в начальной школе. – СПб.: Специальная литература, 2009.
5. http://www.pedlib.ru/