Подробное изложение деформированного текста
по рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы»
Шандук Елена Владимировна
Цели: 1. Формирование умения устанавливать и соблюдать последовательность частей в изложении.2. Формирование умения точно употреблять слова в тексте в соответствие с их лексическим значением.
3. Формирование умения использовать в изложении языковые средства выразительности (сравнение, экспрессивно окрашенные глаголы), передающие переживания героев.
Ход урока.
1. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте внимательно текст. Что заметили? (Изменён порядок частей.)
- Можно ли оставить части в таком порядке? Почему? (Нет. Потому что смысл рассказа понять сложно.)
- Каким должен быть текст, чтобы он был понятен читателю? (Части должны быть связаны по смыслу, все события должны излагаться последовательно.)
- Какое задание будете выполнять? (Будем устанавливать последовательность частей в тексте.) - Как будете определять последовательность частей? (Прочитаем. Представим, как происходили события: с чего всё началось, как развивались события, чем закончилось.)
2. Восстановление последовательности частей текста.
- Перед вами лежит конверт. Достаньте из него полоски бумаги с частями текста.
- Расположите их в нужной последовательности.
- Проверим, как выполнили задание.
- Какую часть вы поставили первой? О чём в ней говорится?
- Это начало события. Как дальше развивается действие? О чём говорится во второй части? (О том, как начался лесной пожар.)
- Какое слово помогает связать первую и вторую части? (вдруг)
- Почему автор использовал именно его? (Чтобы показать неожиданность происходящего.)
- О чём следующая часть? (О том, как заяц спас деда.)
- Какие слова помогают связать вторую и третью части? (в это время)
- Какой частью мы закончим рассказ?
- О чём в ней говорится? (О том, как дед отблагодарил зайца.)
3. Чтение текста. Выявление эмоционального восприятия.
- Прочитайте рассказ.
- Понравился ли он вам? Чем? Что вам запомнилось больше всего?
- Мы с вами прочитали отрывок из произведения К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Тот из вас, кто захочет прочитать этот рассказ полностью, сможет взять его в библиотеке.
4. Определение темы и главной мысли.
- Подготовимся к изложению текста.
- С чего начнём подготовку? (С определения темы и главной мысли.)
- Прочитайте название рассказа. (Заяц – спаситель.)
- Что отражает заголовок? Докажите. (Тему рассказа. В нём говорится о том, как заяц спас деда от лесного пожара.)
- Прочитайте заключительную часть. Почему дед оставил зайца у себя? (Потому что хотел отблагодарить его за спасение.)
- Что мы определили? (Главную мысль рассказа.)
5. Анализ содержания. Лексическая подготовка. Составление плана.
- Посмотрим, как тема рассказа раскрывается в каждой части и составим план.
А) О чём узнали из вводного предложения? (О том, что в августе дед пошёл охотиться на берег озера.)
- На что автор обратил особое внимание вторым предложением? (На то, что леса стояли сухие, как порох.)
- Что такое порох? (Взрывчатое вещество для изготовления зарядов огне-стрельного оружия.)
- Почему автор сравнивает лес с порохом? (Он был сухой, без влаги, мог легко воспламениться.)
- Какой знак препинания используется в предложении со сравнением? (запятая)
- Какое название можно дать этой части? (Леса стояли сухие, как порох. Сухие, как порох, леса.)
Б) По каким признакам дед понял, что в лесу начался пожар?
- Что такое гарь? (Что-нибудь горелое. Запах горелого.)
- Какая опасность угрожала деду? (Он мог погибнуть.)
- Подтвердите словами текста, что ему грозила смертельная опасность. (Огонь шёл прямо на него. Сзади был уже слышен треск пламени.)
- Какими словами автор показал испуг деда? (Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал. Он очень торопился.)
- Каким предложением заканчивается эта часть? (Смерть настигала деда.)
- Что это значит? (Мог умереть в любую минуту.)
- Как можно озаглавить эту часть? (Лесной пожар. Пожар в лесу.) В) Что спасло деда? (Появление зайца.)
- Как об этом сказано? (В это время…)
- Какие синонимы можно подобрать к слову «выскочил»? (выбежал, выпрыгнул)
- Почему автор использовал слово «выскочил»? (Это произошло внезапно, неожиданно.)
- Почему дед очень обрадовался появлению зайца? (Звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.)
- Что значит «чуют»? (Чувствуют. Обладают чутьём: способностью понимать, разбираться в чём-нибудь.)
- Каким предложением заканчивается третья часть?
- О чём говорит это предложение? (Дед и заяц спаслись от лесного пожара.)
- Самостоятельно дайте название этой части и запишите его на отдельный лист. Защитите свой заголовок. (Неожиданная встреча. Заяц выводит деда из огня. Как заяц спас деда.)
Г) Чем заканчивается рассказ? - Что значит «опалены»? (обожжены пламенем)
- Прочитайте последнее предложение. Чем оно интересно? (Предложение с однородными сказуемыми.)
- Озаглавьте эту часть. (Благодарность деда.)
- Мы составили план. Прочитайте его. Все ли главные моменты в тексте отражены в плане? - Почему важно отразить главные моменты? (Чтобы правильно, последова-тельно и точно передать авторский текст.)
6. Орфографическая подготовка.
- Какую работу нужно ещё проделать, чтобы написать изложение грамотно? (Найти трудные слова, поработать над орфографией.)
- Перед вами лист со словами, в правописании которых можно сделать ошибку. Прочитайте первую группу слов. пот.нуло нач.лся сп.саются наст.гала оп.лены
- Какое правило объединяет эти слова? (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Как её можно проверить?
- Подберите проверочные слова.
- Прочитайте вторую группу слов. .ткуда .хотиться - Какое правило объединяет эти слова? (безударная гласная в корне или приставке, непроверяемая ударением)
- Найдите эти слова в тексте и вставьте пропущенные гласные. -
Какая орфограмма встретилась в словах «спасаются» и «охотиться»? Объясните их написание.
- Прочитайте те слова, в написании которых можем допустить ошибки.
7. Повторное чтение текста.
8. Запись изложения. Проверка.
9. Итог урока.