Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дифференциация и индивидуализация обучения
младших школьников как средство
повышения качества знаний

Шандрук Елена Владимировна
Дифференциация и индивидуализация обучения младших школьников как средство повышения качества знаний На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуального и дифференцированного подходов считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе социальной адаптации и повышения качества знаний учащихся.
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического про-цесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Дифференцированный подход – это создание педагогом небольших гомоген-ных групп внутри класса (с учётом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, способностей, уровня готовности) и организация учебной и воспитательной работы, способствующей развитию этих групп.
Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. В своей работе учителя нашей школы пользуются основными формами дифференциации на уровне класса: - Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это учёт особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д. При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предлагается не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а, учитывая их развивать недостаточно развитые. Для этого, как помощь в определении особенностей личности учащихся, в 1-х классах ежегодно проводится психологическая диагностика детей, позволяющая учителям строить свою работу в соответствии с полученными результатами. - Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. Данный вид дифференциации сопутствует ряду новых педагогических технологий, среди которых мы выделяем Белорусский проект и технологию полного усвоения знаний. Информатизация начальной школы и введение в курс обучения учащихся программы «Компьютерной диагностики и коррекции знаний по русскому языку и математике» способствуют повышению качества знаний учащихся начальной школы, т.к. программа Белорусский проект в полной мере использует индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. - Проведение первичной и уточняющей диагностики позволяют определить уровень усвоения материала учащимися, как целого класса, так и каждого в отдельности.
- В программе формируются конкретные рекомендации по устранению пробелов в усвоении учебных элементов;
- Программа позволяет определить режим учебной работы /контроль, самоконтроль, обучение и т.д./
- Программа позволяет запустить коррекционные и дополнительные тесты, тесты “Работа над ошибками”, диктанты;
- Каждый ученик имеет возможность ознакомиться с визуальной (цветовой) интерпретацией усвоения учебного курса;
- Не мало важную роль имеет игровой момент обучения.
- Программа позволяет работать в индивидуальном темпе и не зависеть от темпа всего класса. Согласно технологии полного усвоения знаний, после изучения темы и написания контрольной работы ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал.
Дальнейшая работа с этими группами строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного материала.
- Дифференциация по специальным способностям (по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д.). Это учёт специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя и т.д. В дифференциации по познавательным способностям разделяют общие способности к любой познавательной деятельности в любой сфере познания и специальные познавательные способности (например, к изучению математики, лингвистические). Проявления дифференциации по общим познавательным способностям в педагогике довольно хорошо изучены. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.
- Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями. Основанием данного вида дифференциации наряду с интересами учеников являются их познавательные способности к определенным областям познания (естественным, математическим, гуманитарным наукам). Такие способности чаще всего совпадают с интересами и склонностями детей. Индивидуальный и дифференцированный подходы необходимы на всех этапах обучения. Например, осуществляя дифференцированный подход на этапе изложения новых знаний и умений, учителя проводят более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. После первичного фронтального объяснения учителя повторяют его для отдельных групп учащихся. Используется и такой приём: учитель объясняет материал кратко на высоком уровне сложности в расчёте на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем проводит объяснение того же, более развёрнуто и доступно. Осуществляя индивидуальный подход, учитель может дать каждому учащемуся или группе учащихся индивидуальные задания. В процессе подготовки каждый готовит ответ на «свой» вопрос. На уроке каждый объясняет свою часть нового материала. Во время объяснения нового материала учителя учитывают и психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы учитель может адресовать ученикам со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным; учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске.
На этапе закрепления и применения знаний и умений основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Учитель готовит два-три варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определённой группе учеников. Некоторым учащимся оказывается помощь. Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даются облегчённые карточки-задания алгоритмического вида, сильным – задания на перенос знаний и умений в изменённую или новую ситуацию.
На этапе проверки и оценки знаний и умений важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, учителя составляют серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. Каждая серия отражает определённый уровень усвоения материала. Индивидуальный и дифференцированный подход реализуются также при вы-полнении домашних заданий и работ над ошибками.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Навык самостоятельности в работе лучше формируется через дифференцированные домашние задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Карточки с домашним заданием учителя дают при прохождении темы, когда встречаются сложные понятия; при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам. При выполнении работ над ошибками учащиеся пользуются специально разработанными памятками по русскому языку, в каждом пункте которых подробно объясняется, как работать с орфограммой или заданием, дан образец выполнения. Проверяя работу по русскому языку слабого ученика в тетради, учитель исправляет ошибку и на полях указывает номер орфограммы. Ученику остаётся открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному в памятке. Проверяя работу сильного учащегося, учитель может исправить ошибку или отметить строчку, где находится ошибка. Учащийся находит ошибку, определяет орфограмму и по памятке выполняет работу над ошибками. Для реализации индивидуального и дифференцированного подходов учителя пользуются наиболее эффективной формой организации учебного процесса - созданием группового взаимодействия, т.е. работой в группах или парах с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности. Благодаря этой форме работы на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то неизвестном; дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками; к детям приходит понимание своей значимости; они учатся объективно оценивать собственную работу и работу своих сверстников.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»