Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шахматы как развивающий фактор в начальной школе

Ковальчук Наталия Александровна
   В жизни детей игра является неотъемлемой формой деятельности. Она необходима подрастающему поколению как средство самовыражения и форма моделирования отношений в социуме. Когда у ребенка возникло желание научиться игре в шахматы – это очень позитивный факт. Поскольку без игры, как без смеха, доброго слова, гармоничной музыки и прекрасной поэзии, жизнь скучна и пресна. В этом смысле шахматы – не просто интересная игра, но и мир, в котором невидимые мысли и мечты проявляются в движении шахматных фигур. Шахматная игра наполнена настоящей борьбой, чувствительными огорчениями и безудержной радостью, удивительными приключениями и новыми открытиями.
   Всем известно, что в шахматах гармонично сочетаются творчество и справедливость. Несмотря на то, что игроки подчиняются строгим правилам, у них остается широчайший простор для самостоятельности и выдумки. Бестолковая сила и бравада в шахматной партии с лёгкостью может быть побеждена умением, сообразительностью и отвагой, а пешка, как Алиса в волшебной сказке, может стать королевой.
   Шахматы щедро дарят «упоение в борьбе», но при этом требуют от игрока мобилизоваться и сконцентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к себе.
   С древнейших времён ни для кого не секрет, что шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Шахматам не менее полутора тысяч лет. Приобщение ребёнка с раннего детства к этими важнейшим областям общечеловеческой культуры вызывают в душе позитивный отклик, способствуют гармоничному развитию.
    «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры», - отмечал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
   Шахматы - это уникальный инструмент развития творческого мышления. Эта игра может стать реальной школой творчества для детей. Играя с соперником, ребенок постепенно начинает также играть и с самим собой. Со временем и опытом он приходит к выводу, что моделировать развитие ситуации и последствия ходов в уме намного эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. В результате мозг начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
     Пусть это только опыт преодоления, самообразования и самоутверждения, но благодаря мудрой игре ребенок начинает ощущать себя творческой личностью, даже если чувствует подчас творческую неудовлетворенность. Преподнося эмоциональный урок, развивая и дисциплинируя мысль, шахматы могут помочь молодому человеку реализовать себя в избранной сфере деятельности в будущем, состояться как личность.
    Порой возникает вопрос, не мешают ли шахматы занятиям в общеобразовательной школе? Наработанная многими годами практика однозначно показывает, что не только не мешают, но и помогают, хотя бы просто потому, что воспитывают у детей самообладание, развивают способность сосредоточиться и контролировать свои действия.
     Веские причины научить ребенка играть в шахматы:
     Развитие быстроты реакции. Парадокс шахмат состоит в том, что ситуация на доске порой меняется стремительно и требует быстрых и решительных действий. Шахматы научат ребенка быстрее реагировать на изменение условий и обстоятельств, действовать более решительно.
     Тренировка умения справляться с ситуацией отказа. Часто в ходе шахматной партии игрокам приходится жертвовать менее значимыми фигурами ради спасения более значимых. Очень важно акцентировать на этом внимание маленького игрока: на наглядном примере игры ему проще будет понять, что в жизни есть вещи главные и второстепенные, что ради чего-то большого и очень важного приходится иногда отказываться от чего-то желанного, но не столь значительного. Проводите аналогии с шахматами, и ситуацию необходимого отказа ребенок будет видеть уже в несколько ином свете и воспринимать не так болезненно.
     Развитие «внутренних часов» и умения ориентироваться во времени. С XIX века в шахматных партиях используется контроль времени. Необходимость учитывать время на обдумывание хода, принятие решения и действие даст ребенку более четкое понимание временных границ. Ему станет легче определять, сколько времени займет у него то или иное дело. Это намного упростит соблюдение режима дня, сделает ребенка более организованным.
     Тренировка запоминания и использования накопленной информации. Шахматы прекрасно тренируют память и развивают внимание. Это не только запоминание вариантов и схем игры, но и применение их на практике. Таким образом, шахматы не только помогут ребенку научиться держать в поле своего внимания множество деталей одновременно, но и научат оперативно «извлекать» и использовать полученные прежде знания.
     Развитие мышления и логики. Шахматы, бесспорно, развивают логическое мышление. За время партии маленькому шахматисту не раз придется анализировать ситуацию на доске и делать выводы. Со временем он сам себе усложнит задачу: будет пробовать взглянуть на ход игры глазами соперника, просчитать его возможные ответные ходы. Такой логический анализ вдвойне полезен, так как подвергается немедленной практической проверке. В свою очередь это побуждает ребенка анализировать свои ошибки. Согласитесь, подобные навыки не раз пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни.
     Повышение самооценки. Дети часто испытывают проблемы самооценки по целому ряду причин. Отношения с родителями, учителями, сверстниками далеко не всегда безоблачны, а успехи в учебе непостоянны. Порой ребенок может думать о себе хуже, чем он того заслуживает, излишне драматизировать ссоры с друзьями, оценки и замечания педагогов, критику родителей. Малыш может замкнуться, или, напротив, проявлять показную агрессию. Нередко дети с заниженной самооценкой растут неуверенными в себе, боятся мечтать и строить планы на будущее, считают себя недостойными любви родителей и уважения друзей. Не превознося и не перехваливая любимое чадо, все же дайте ему понять, что «шахматы – игра умных», что если он уступает друзьям, к примеру, в физической силе или ловкости, то, возможно, превосходит их в скорости анализа и оценки ситуации. Аккуратно и вовремя дав ребенку понять, что он лучше, умнее, чем ему внушали или он привык о себе думать, вы тем самым дадите ему победный настрой: «Если ты играешь в такую «умную» игру, как шахматы, то исправить тройку по математике для тебя сущий пустяк!». Победы в игре дадут ребенку стимул добиваться побед и в учебе, а проигрыши научат воспринимать неудачи как указания на слабые места, которые нужно «подтянуть».
     Улучшение успеваемости по школьным предметам. Наблюдения показали: у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость и по остальным предметам. Расскажите ребенку о великих исторических личностях, игравших в шахматы, приведите примеры из книг – чувствуя свою причастность к ним посредством шахмат, ребенок наверняка проявит повышенный интерес и к истории, и к литературе.
     Новые друзья и знакомые. Новые друзья, с которыми ребенка связывают общие ценности, – это всегда хорошо. Не только в самой секции, но и на соревнованиях юный шахматист встретит интересных людей разного возраста, что значительно обогатит его кругозор, словарный запас и жизненный опыт.
Это увлечение останется с ребенком на всю жизнь.
  Давайте учить детей играть в шахматы!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»