Формирование читательских и речевых умений у первоклассников
Панина Ирина Николаевна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 336
Невского района Санкт-Петербурга
Читательские и речевые умения – умения творческие, они отражают готовность ребенка эффективно действовать в соответствии с целями и условиями деятельности. Читательские и речевые умения, формируемые у первоклассников, определяются закономерностями процесса восприятия художественного произведения и процесса создания собственного высказывания, т.е. отвечают потребностям ребенка для осуществления определенной деятельности.воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 336
Невского района Санкт-Петербурга
Структура системы умений отражает структуру текста, поскольку именно текст является и объектом восприятия, и объектом создания. Рассмотрим в сопоставлении частные читательские и речевые умения.
I. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении и умение отбирать и использовать для достижения собственной цели языковые средства, аналогичные изученным.
Слово в художественном тексте является средством создания образа, для
полноценного восприятия произведения недостаточно знать лексическое значение слов, крайне важно понять, зачем автор использовал именно это слово, почему он именно так построил предложение, каково назначение в тексте использованных выразительных средств языка.
При создании собственного высказывания дети опираются на полученные знания, они учатся передавать свое настроение через описание природы, настроение персонажа через описание мимики, жеста. Дети не копируют текст-образец, а используют похожие языковые средства в соответствии со своей речевой задачей. Под руководством учителя дети учатся подбирать синонимы, изменять порядок слов в предложении, добиваться большей выразительности речи.
II. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, и умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного художественного образа.
Читательское воображение первоклассников развито слабо, детям крайне трудно увидеть в тексте картину жизни, описанную автором, представить ее во всех деталях. Жизненный опыт первоклассников еще слишком мал. Поэтому необходимо развивать воображение читателя и учить направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Учитель должен помочь ребенку с помощью специальных вопросов и заданий подробно представить описываемую картину, выделить важные детали. В данном случае очень удачен прием словесного рисования, так как создание словесной картинки служит и задачам анализа художественного произведения ,и задачам развития речи.
III. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития событий, динамику эмоций.
Первоклассники пока еще не могут освоить понятие композиция,но их следует приучать размышлять над связью отдельных эпизодов, прослеживать динамику эмоций, познакомить их с сюжетом, научить составлять план произведения. Сочинения младших школьников редко отличаются стройной композицией, чаще всего встречается трехчастное построение текста( начало, основная часть, концовка), причем тип текста не учитывается. Чаще всего первоклассники ориентируются на сюжетные элементы. Редактирование сочинения обязательно включает работу над композицией, то есть деление текста на части, продумывание связей между частями.
IV. Умение целостно воспринимать образ, как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи.
Герои произведений всегда привлекают внимание младших школьников, однако дети часто поверхностно воспринимают образ, относятся к нему как к живому человеку. Целостное восприятие персонажа предполагает, что читатель сопереживает с героем, размышляет о мотивах его поступков, следит за развитием образа, видит авторское отношение к герою. Следует приучать первоклассников размышлять над тем, зачем автор ввел в рассказ того или иного персонажа, почему дал ему такое имя, совпадает ли оценка событий, данная персонажем, с авторской.
V. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения и умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста.
Дети, как правило, не только не запоминают имени писателя, но и вообще не обращают внимание на автора и авторскую позицию. При таком восприятии каждое произведение расширяет бытовой опыт ребенка, но не дает ему опыта духовного. Поэтому очень важно с первых уроков учить видеть авторскую оценку событий, персонажей.
Формирование у первоклассников представления об авторе как о творце художественного произведения сказывается и на отношении ученика к созданию собственного текста. Если ребенок знает кому, зачем и что он хочет рассказать, в чем убедить, то он может сознательно выбирать языковые средства, персонажей, то есть подчинять своему замыслу все элементы текста.
Итак, читательские и речевые умения взаимосвязаны, так как и в основе восприятия, и в основе создания текста лежит способность мыслить словесно-художественными образами. Нельзя освоить идею произведения, если не воссоздать в воображении образ персонажа, не заметить портретной характеристики героя, его переживаний, мимики, жестов. Читательские умения невозможно формировать поочередно, они формируются только в системе, взаимосвязано. На уроке литературного чтения учитель работает над формированием системы читательских умений в целом, хотя каждое задание связано с одним из элементов текста.
Для примера рассмотрим задания к рассказу В.А.Осеевой «Сыновья», обозначив в скобках римскими цифрами, на формирование каких умений направлены конкретные задания.
- О чем рассказывает автор в начале рассказа? Где происходит действие? Почему вы так решили?(II , III)
- Кто начал разговор у колодца? Прочитайте первую реплику. Зачем завела разговор первая женщина? Что она хотела? (IV)
- Прочитайте слова второй женщины. Почему ее речь начинается с союза «а»?
С какой целью она вступила в разговор? ( I, IV )
- Прочитайте конец диалога. Автор не пишет, как именно герои произнесли свои слова. Попробуйте догадаться сами.Как женщины отнеслись к молчанию соседки? ( IV)
- Почему третья женщина не хвалила своего сына? Что она чувствовала в этот момент? (III, IV)
- Прочитайте следующие два абзаца и подумайте на чьей стороне автор?(I, V)
- Совпадает ли отношение автора и женщин к мальчикам?(IV, V)
- Как вы думаете, кто мог спросить: «Ну что? Каковы сыновья?»(III, IV)
- Как вы думаете, зачем автор вводит в рассказ старичка? Чью точку зрения выражает старичок? (III, IV, V).
На уроке присутствовали задания, направленные на формирование частных читательских умений, хотя больше всего внимания было уделено умению целостно воспринимать образ. Часть заданий направлена на формирование нескольких умений. Каждый раз, обращаясь к анализу художественного текста, учитель так выстраивает деятельность детей, чтобы дети овладевали читательскими умениями в системе.