Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Виды одаренности  детей

Судороженко Любовь Юрьевна
  • Интеллектуальная
  • Академическая
  • Творческая
  • Лидерская
  • Художественно исполнительская
  • Психомоторная  
Интеллектуальная
Дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 
Отличительные признаки
  • повышенная любознательность
  • исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов
  • полное погружение в предпочтительную сферу деятельности
  • успешное применение знаний и умений в практических ситуациях
  • острота аналитического ума
  • стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор
  • развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели
              Методы выявления
  • Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд—Бине, шкала
    Векслера, тест Слоссона  
Академическая
Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Отличительные признаки
  • ярко выраженный интерес к предмету
  • способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету
  • демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей
  • исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету
  • тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям
  • полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса
  • высокая мотивация при изучении предмета.
    Методы выявления
  • Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения,  тесты Равена.
    Критериально-ориентированные тесты.  
Творческая
Отличительные признаки
  • умение переструктурировать информацию
  • пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек
  • стремление мыслить и делать все по-своему, разрушение стереотипов обыденной среды
  • изобретательность, исследовательская активность
  • гибкость и вариативность мышления, частая импровизация
  • способность генерировать неординарные идеи
  • независимость в суждениях
  • ослабленное внимание к условностям и авторитетам
Методы выявления
  • Тесты Торренса, Роршаха  
Лидерская (Социальная)
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. 
Отличительные признаки
  • имеет склонность к руководству и организации деятельности других
  • свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми
  • в определенной мере регулирует взаимоотношениями соклассников
  • проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность
  • оказывает влияние на разрешение конфликтов
  • оказывает помощь советами, рекомендациями
  •  Методы выявления
  • Тесты-опросники, шкала оценки характеристик одаренных учащихся (Рензулли) 
Художественно исполнительская 
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. 
Отличительные признаки
  • предпочитает визуальную информацию
  • подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное
  • обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности
  • оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции
  • неповторимость в самовыражении
  • сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.
Методы выявления
Опросники, специализированные тесты, контрольные записи наблюдений, тесты
Люшера, Розенцвейга
Психомоторная
Отличительные признаки
  • проявляет повышенную активность в движениях
  • спортивность, соревновательность
  • предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»