Виды одаренности детей
Судороженко Любовь Юрьевна
- Интеллектуальная
- Академическая
- Творческая
- Лидерская
- Художественно исполнительская
- Психомоторная
Дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Отличительные признаки
- повышенная любознательность
- исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов
- полное погружение в предпочтительную сферу деятельности
- успешное применение знаний и умений в практических ситуациях
- острота аналитического ума
- стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор
- развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели
Методы выявления - Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд—Бине, шкала
Векслера, тест Слоссона
Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Отличительные признаки
- ярко выраженный интерес к предмету
- способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету
- демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей
- исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету
- тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям
- полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса
- высокая мотивация при изучении предмета.
Методы выявления - Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равена.
Критериально-ориентированные тесты.
Отличительные признаки
- умение переструктурировать информацию
- пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек
- стремление мыслить и делать все по-своему, разрушение стереотипов обыденной среды
- изобретательность, исследовательская активность
- гибкость и вариативность мышления, частая импровизация
- способность генерировать неординарные идеи
- независимость в суждениях
- ослабленное внимание к условностям и авторитетам
- Тесты Торренса, Роршаха
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Отличительные признаки
- имеет склонность к руководству и организации деятельности других
- свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми
- в определенной мере регулирует взаимоотношениями соклассников
- проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность
- оказывает влияние на разрешение конфликтов
- оказывает помощь советами, рекомендациями
- Методы выявления
- Тесты-опросники, шкала оценки характеристик одаренных учащихся (Рензулли)
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Отличительные признаки
- предпочитает визуальную информацию
- подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное
- обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности
- оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции
- неповторимость в самовыражении
- сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.
Опросники, специализированные тесты, контрольные записи наблюдений, тесты
Люшера, Розенцвейга
Психомоторная
Отличительные признаки
- проявляет повышенную активность в движениях
- спортивность, соревновательность
- предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики