Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Причины неуспеваемости в начальной школе

Шарова Екатерина Сергеевна
 
Слабые дети – это не уродливые, а самые хрупкие,
самые нежные цветы в безгранично разнообразном
цветнике человечества.
В.А. Сухомлинский
Каждый из нас мечтает в жизни добиться каких-то высот, состояться как личность, в общем, стать успешным. Что же такое успешность? На мой взгляд, успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья и др. Если попытаться построить логическую цепочку достижения успешности в жизни, в частности получения интересной и престижной работы, она может выглядеть так: - Что бы получить профессию необходимо поступить и успешно учиться в ВУЗе. - Для поступления нужны знания и умения их применять. - А хорошие знания можно получить, если упорно и успешно учиться в школе.
Казалось бы, нехитрая цепочка получается. Но следуют данной цепочке лишь некоторые. А что же остальные? Почему они учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Важностью решения этих вопросов и обусловлена актуальность моего исследования.
Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу «Одаренные дети», ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…
Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. И оказывается, что детей таки гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одаренный ребенок: и внимание, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и педагогике. Среди неуспевающих были: Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линей, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математической классе последним в учебе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласова: «Неуспевающий ученик – это ребенок, который не может продемонстрировать то уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети».
Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учебе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов ученик, числившийся в безнадежных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребенок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе. Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребенку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в развитии. С такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают чёрствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены на какой-то момент предоставить результаты своей работы. Требования жесткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью – значит плохой, не умеешь решать задачи – отстающий, не может запомнить стихотворение – неуспевающий.
В практике учебных учреждений учителем и специалистам часто приходится сталкиваться с проблемой школьной неуспеваемости.
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»