Портфолио как средство развития критериального
самооценивания в начальной школе
Ефимова Мария Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга
Проблемой оценивания занимались следующие педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Пинская М.А и др. Они понимали, что главная проблема обучения состоит в том, что вся система построена сугубо на отметочной системе знаний обучающихся. Отметка, как говорят психологи – «стрессогенный» фактор.
ФГОС НОО ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов оценивания достижений учеников, расширения оценочного инструментария.Стандарт предлагает внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, которая построена на следующих основаниях:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику;
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты соответствующие учебным целям;
3. Критерии оценивания и алгоритм составления отметки заранее известны и педагогам и учащимся и могут вырабатывается ими совместно;
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность навыки и привычку к самооцениванию.
Необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования. Не используя оценочную систему, педагоги тормозят процесс формирования у ученика самооценивания к собственной деятельности. В результате этого появляются такие проблемы, как:
1. Отсутствие интереса к учебной деятельности;
2. Нежелание узнавать и находить что-то новое, интересное, познавательное;
3. Предложенные задания выполняются по типу «сделаю, чтобы два не поставили»;
4. Жалобы ученика родителям то, что отметку поставили не за знания, а из-за личного отношения учителя.
Для формирования критериального самооценивания в начальной школе используются разнообразные средства. Я предлагаю в своей работе рассмотреть такое средство формирования критериального самооценивание, как портфолио. Анализ литературы показал, что портфолио является универсальным помощником в прослеживании учеником собственных достижений, его рост в учебной и познавательной деятельности.
Формированию критериального самооценивания младших школьников будет способствовать целенаправленная работа с портфолио, включающая в себя:
- готовность учителя оценивать портфолио по критериям;
- готовность учеников к самооцениванию собственных достижений по критериям;
- информирование родителей о специфике работы с портфолио.
На сегодняшний день в педагогике существует мнение, что необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Анализ литературы показал, что в практике встречаются два вида оценивания: формирующее и итоговое. Формирующее оценивание является самым эффективным средством повышения качества образования. Оно позволяет перейти от ориентирования на среднего ученика и средней успеваемости к индивидуальным особенностям и потребностям конкретного ученика.
Одной из техник формирующего оценивания, является критериальное оценивание, а затем самооценивание.
Для того чтобы критериальное оценивание приносило свои результаты необходимо, чтобы оно было:
- Открытым,
- Многообразным
- Имело обратную связь между оценивающим и оцениваемым
- Делает оценку более объективной и прозрачной и для учителя, и для учащихся;
- Позволяет ученику точно оценить границы своего знания;
- Обеспечивает ученику и учителю объективную и поддерживающую обратную связь
Одной из методик развития критериального самооценивания, является портфолио.
Портфолио - это целенаправленное собрание работ обучающихся, которые показывают его усилия, развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана.
Портфолио в образовании занимает, на сегодняшний день, не последнее место, ведь работая с ним, педагог может научить учащихся анализировать и оценивать собственные результаты, подбирать интересную и нужную информацию не только для школы, но и для жизни, получать достоверную информацию о качестве и эффективности обучения.
Виды образовательных портфолио разнообразны, поэтому каждый учитель совместно с учащимися класса имеют право разработать собственное портфолио. Исходя из анализа литературы, работ учителей, их мнения, я пришла к выводу, что для начальной школы лучше всего подходит смешанный вид портфолио. При использовании данного портфолио:
- Ученик следит за своими победами и промахами, учится приемам рефлексивной и оценочной деятельности;
- Родители могут посмотреть, что стоит за той или иной отметкой;
- Учитель ориентируется на «победах» конкретного ученика, не сравнивая ее с другими.
Мной были проанализированы методические разработки следующих авторов:
- Иванов А.В. «Мой портфолио»;
- Андреева А.Е., Разваляева Н.В «Портфолио обучающегося начальной школы»;
- Панкратова Г.П. «Портфолио начальной школы (1-4 класс)»;
- Мишакина Т.Л. «Портфолио учащегося начальной школы».
Я считаю, что самое информативное портфолио для начальной школы - Иванова И.В. «Мой портфолио» т.к. оно включает в себя объяснение, что такое портфолио. Разъясняет цель его ведения и необходимость оценивать свои результаты. В нем представлены разнообразные методики оценивания с критериями оценивания (количественных и качественных результатов). Портфолио разработано на все 4 года обучения.
Этапы работы с портфолио:
I этап: Ознакомительный
Цель: познакомить учащихся с понятием портфолио.
Содержание работы:
- Беседы по теме «Что такое портфолио?»
- Индивидуальная работа, которая позволит выявить трудности в составлении портфолио.
- Виртуальные путешествия «Портфель достижений»
Цель: научить учащихся оценивать свои достижения и более критично относиться к своей деятельности.
Содержание работы:
Я подобрала следующие методики в работе с портфолио для развития критериального самооценивания:
- Пьедестал успехов
- Лесенка успеха.
- Синквейн
III этап: Заключительный
Цель: развивать у учащихся умение замечать свои успехи, неудачи и стремиться их корректировать.
Содержание работы:
В процессе формирования критериального самооценивания не должен использоваться конкурс портфолио. Я считаю эту форму не эффективной, поскольку личные достижения каждого ученика и сравнение своих собственных результатов важнее в продвижении ребенка вперед.
Данный этап начинается с обсуждения критериев для самооценивания: наличие всех разделов; творческий подход в оформлении; успешность в учебной деятельности; успешность во внеурочной деятельности; индивидуальные успехи во внешкольной деятельности.
Затем необходимо включить обучающихся в процесс разработки собственных критериев, дополняющих основные.
Данный этап завершается заполнением граф:
- Моя гордость;
- Над этим стоит поработать.
Для того, чтобы обучающийся четко понимал свои успехи и неудачи каждый следующий учебный год следует начинать с карты самоотчета.
Работа с родителями.
Робота с родителями носит исключительно рекомендательный характер. Она будет включать:
- Лекторий «Портфель достижений», целью которого будет познакомить с портфолио, с особенностями работы с ним.
- Памятка по работе с портфолио для родителей.
- Виртуальная выставка книг «Портфолио – это…»
- Мозговой штурм для определения критериев оценивания портфолио.