Использование интерактивных тетрадей в обучении младших школьников
Запорожец Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга
Согласно ФГОС одной из целей обучения является воспитание у школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения.учитель начальных классов
ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга
Каждый учитель использует в своей работе целый арсенал новых идей и методов.
Что же может отвлечь детей от экрана смартфона и заставит окунуться в мир уроков? Творчество! И в этом хорошо помогают интерактивные тетради.
Интерактивный – это:
- Имеющий обратную связь, диалоговый.
- Понятие «интерактивный» означает «содержащий элемент взаимодействия с пользователем, зрителем или читателем». Само слово «интерактивный» состоит из «интер» (между-) и «активный» (действенный).
Младший школьный возраст имеет возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Применение метода интерактивного обучения решает эти особенности.
Интерактивная тетрадь – это тетрадь с теорией, правилами, алгоритмами, памятками, рисунками, кармашками, листиками-гармошками, картинками, выдвигающимися элементами и т. п., которая помогает усвоить материал, увидеть, что понял, над чем надо ещё поработать.
Интерактивные тетради позволяют систематизировать скучные, но необходимые для изучения правила, и превратить их изучение в игру.
Работа основывается на принципе интерактивности – обратной связи ученика с пособием. Самопроверка, самооценка, принятие собственного решения о длине маршрута, сознательное следование по выбранному пути.
Ученики сами выбирают, какой материал вносить в свою тетрадь, включать или не включать разные данные, правила, т.е. они сами отбирают информацию по изучаемой теме. Они сами исследуют свои сильные и слабые стороны.
Каждый ребёнок по-своему визуализирует теоретический материал, структурирует сложную информацию, вносит, где ему необходимо, детальное понимание информации по изучаемой теме. При этом осуществляется постоянное взаимодействие детей и учителя, детей и родителей, детей друг с другом.
Многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме посредством использования интерактивной тетради помогает лучше изучить тему. Интуитивно отталкиваясь от способа восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестеты) ученик создаёт своё пособие. Он исследует и себя, и предмет. При этом развивается познавательный интерес и творческое мышление.
Какова же структура интерактивной тетради?
Первая страница – её можно оставить, а потом вписать или нарисовать то, что отражает основную идею создания такой тетради. Можно сразу подписать, что это за тетрадь, какой предмет, цель её создания, чья тетрадь…
Вторая страница – содержание тетради. Её заполняют по мере накопления материала.
Все страницы в тетради нумеруются, чтобы при повторении материала было удобно ею пользоваться.
Такая тетрадь помогает разнообразить уроки русского языка. Она со своими разнообразными вкладышами, интерактивными схемами, кармашками, шаблонами, конвертиками, карточками с грамматическими правилами, которые складываются и раскладываются, настольными играми, тренажёрами помогает сделать обучение родному языку радостным и интересным. Ребят очень увлекает эта творческая работа. И потом они с удовольствием открывают, достают, смотрят, сами находят нужное, радуются процессу.
Такие тетради могут служить справочниками на три - четыре года. Могут оформляться ежегодно, при этом дети смогут видеть, как материал усложняется, расширяется.
Суть работы с интерактивной тетрадью состоит в том, что учебный процесс строится таким образом, когда практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.