Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока

 Император-освободитель

 
ФИО учителя Лещинская Мария Владимировна
 
Предмет Окружающий мир
 
Дата 10 апреля 2017 года
 
Класс 3 «А»
 
УМК Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. Моё Отечество. -М.:Баласс; 2011(Образовательная система «Школа 2100»
 
Тема урока (и место урока в  изучаемой теме) Император - Освободитель.
Тип урока Урок открытия нового знания
 
Цели урока (задачи): Цели:
– Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культуры.
 
Задачи: образовательные:
-формировать представление о значимых  событиях и личностях Российской Империи середины 19 века, времени правления Александра II.
 
развивающие:
-развивать речь учащихся
-совершенствовать мыслительные операции
-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции
-развивать навык самооценки
 
воспитательные:
- прививать любовь к Отечеству, чувство гордости за свою страну и свой народ.
-воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
-воспитывать уважение к товарищам.
 
здоровьесберегающие:       
-создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке,
-организовать двигательную активность, гимнастику для глаз
-осуществлять контроль за позой учащихся во время работы

 
Личностные результаты Проявляют самоконтроль; умеют давать свою объективную оценку изучаемым событиям и личностям
Предметные результаты  Знают: Отмена крепостного права дала толчок  к стремительному развитию технического прогресса
Умеют: распределять на «реке времени» события до и после отмены крепостного права.
Метапредметные результаты Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе.
 
 
Этапы урока Содержание этапа УУД Деятельность обучающихся
1. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.
1 мин

 
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока.

 
 
 
 
 
 
 
 
Включатся в урок, во взаимодействие с учителем.
 
 

 

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!


 
Регулятивные
Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности
Коммуникативные:
Умение включится в урок, во взаимодействие с учителем.
2. Актуализация знаний
5 мин
Цели:
- организовать актуализации изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

 
 
Вспоминаем то, что знаем.
-Перед вами тестовые задания.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
-Выполните их.
(самопроверка с доской) СЛАЙДЫ 1-13
(В последнем задании в тесте получается ответ «КРЕПОСТНОЕ ПРАВО»)
- Дайте определение этому понятию.

 
Умение строить речевое выказывание в соответствии с поставленными задачами
Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения
 (Коммуникативные УУД)
Осуществлять анализ, синтез (Познавательные УУД).
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Выполняют задание самостоятельно.
 
 
 
Выполняют взаимопроверку по эталону.
 
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.
 
Выполняют самооценку по алгоритму.
3. Постановка задач урока. Выявление места затруднения и его причины
5 мин
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
- организовать постановку задач урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
 
    1.  Скажите, каким образом в современном мире люди и грузы отправляются на большие расстояния? Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века? (Железнодорожный транспорт. СЛАЙДЫ 14-15
К концу XIX века в России были построены десятки железных
дорог, соединивших крупные города страны.
)
На доске появляется запись:
К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог.
 Однако почти все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России  была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, – между Москвой и Санкт-Петербургом (1851).
На доске появляется запись (выше первой, т.к. этот факт относится к более раннему времени – началу XIX века):
За первую половину XIX века в России  была построена только одна железная дорога.
Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:  Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет  –  десятки железных дорог?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
 
 
2. На доске портрет Александра II с подписью
«Александр II - ИМПЕРАТОР- ОСВОБОДИТЕЛЬ»  СЛАЙД 16
 
-Какой вопрос возникает у вас, когда вы видите этот портрет?
 

 
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
 
 
 
Учиться понимать точку зрения другого
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы
(Личностные УУД)
 
 
Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ
(коммуникативные)
 
Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Активно включаются в работу. (С помощью автотранспорта, самолётов, железнодорожного транспорта, морских и океанских перевозок.)
 
Дети предполагают свою версию ответа.
 
 
Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют
 
 

 
4. Постановка целей и темы  урока. 1 минута Цель:
- уточнить тему урока.
-организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
 
    -Определите тему нашего урока.
-Какую цель перед собой поставим?
 
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
 
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Слушают. Предполагают
 
Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют.
 
 
Пробуют сформулировать тему, цель урока.
 
 

 
5 Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы.
15 мин
Цель:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока
-организовать усвоение учениками нового
 
    Отмена крепостного права.
 (на экране портрет Александра II СЛАЙД 17
- Каким же был император Александр II?
1) Сообщения детей об Александре II: Александр II родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя, в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год  спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность наставника наследника престола. СЛАЙД 18
«Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви народа к царю». С именем Александра II, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны.
 
- Какие же изменения произошли с приходом к власти Александра II?
 
Работа по учебнику СЛАЙД 19
- Откройте учебник на с. 84-85. Прочтите текст.
-О каком значимом историческом событии вы узнали из текста?
- В каком году это произошло?
Об отмене крепостного права было сказано в специальный документ – манифесте. СЛАЙД 20
Что же означает слово «манифест»? СЛАЙД 21
В словаре С. И. Ожегова:   Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

Заменить на экране определение на картину «Чтение манифеста крестьянам». СЛАЙД 22
 
Работа в парах
 
Работа с документом.
1) - А сейчас я предлагаю вам поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом в своей группе и решите, что в этих строчках самое главное.
а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.
(это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать, обменивать;  слова прикрепить на доску)
б) На основании этого положения и  общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей.
(это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора,  приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде;  
 в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли.
(земля осталась собственностью помещика; слова прикрепить на доску)
г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу  помещиков повинности работою или деньгами.
(крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика –  отбывать повинность; слова прикрепить на доску)

Но не смотря на недостатки Манифеста Александр II вошел в русскую историю как царь-освободитель. СЛАЙД 23

 
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учиться понимать точку зрения другого
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы
(Личностные УУД)
 
 
Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ
(коммуникативные)
 

 
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
 
Один из учащихся выступает с сообщением .
 
Отвечают на вопросы учителя.
 
 
Высказывают свои мнения.
 
Аргументируют.
Учатся самостоятельно оценивать свою работу
 
 
 
 
Делают самооценку
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работают в паре.
Выполняют совместно задание.
6 Физкультминутка
1 минута
Осуществление совместной деятельности в группе
(коммуникативные)
Учащиеся выполняют двигательные упражнения
    Работа с учебником СЛАЙД 24
-Прочтите текст на с 86. Выделите в тексте , какие ещё изменения произошли в России во времена Александра II.
 
-Итак, какие технические новшества вошли в жизнь людей в концё 19 века? ( ответы детей сопровождаются слайдами) СЛАЙДЫ 25-29
 
 
4) Трагическая судьба Александра II
- Несмотря на то, что царствование Александра II было прогрессивным для России СЛАЙД 30, личная судьба царя была трагичной. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881года в  С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).
- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III(2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова
СЛАЙД 31-32 .
Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

 
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
 
 
 
Учиться понимать точку зрения другого
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы
(Личностные УУД)
 
 
Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ
(коммуникативные)
Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы
Активно включаются в работу.
Дети предполагают свою версию ответа.
 
 
Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют
 
 

 
7 Самостоятельное применение знаний. 10 минут Цели:
- организовать выполнение учащимися групповой работы на новое знание;

 
 
                          Групповая работа
-Сейчас вы разобьётесь на группы. Каждая из групп будет выполнять своё задание. А в итоге у нас должен получиться альбом. « Россия к концу 19 века».
 
( Каждой группе предлагается  лист ф.А4, клей, набор карточек. Необходимо выбрать и наклеить на лист только те карточки, которые по содержанию подходят к данному заданию.) ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Учиться понимать точку зрения другого
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы
(Личностные УУД)
 
 
Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ
(коммуникативные)
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с информацией, представленной в электронном и печатном виде, с целью  поиска и выделения необходимой информации;
 

 
Знакомятся с заданием
 
Совместно составляют план его решения.
 
Распределяют роли.
 
Работают сообща над реализацией проекта.
      Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
 
 
 
Выполняют взаимопроверку по эталону.
 
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.
 
Выполняют самооценку по алгоритму.
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке
 
5 мин

 
Цели:
- зафиксировать новое знание;
- организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности.
 
     -Работа в РТ с. 40 №3.  СЛАЙД 33
Закончите предложения: СЛАЙД 34
Сегодня на уроке я узнал…
Больше всего мне понравилось…
Главным на уроке для меня было…
 Я ухожу с урока  с …
 Родителям я расскажу  о…
 
Последний лист нашего альбома- посвящен Dам. Оцените вашу работу на этом уроке цветом. Выберите стикер нужного цвета. Вклейте его в наш альбом.
Спасибо за урок!
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
 
Соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия (Личностные УУД)
 

 
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
 
 
 
 
Делают самооценку
9 Задание на дом. Инструктаж
2 минуты
С. 84-87 (пересказ) РТ С.39 №2,3.СЛАЙД 35 Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Записывают в дневник задание.
         
             
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»