О важности формирования коммуникативных умений
на уроках математики в рамках освоения ФГОС
Крижановская Елена Анатольевна
Работа над методической темой «Формирование коммуникативных умений на уроках математики в рамках освоения ФГОС» продолжалась в течение четырёх лет. Целью этой работы было изучение и использование различных видов заданий, формирующих коммуникативные умения, для повышения эффективности и качества урока. Необходимо было изучить формы, приемы и задания, формирующие коммуникативные умения, с учетом возрастных особенностей учащихся и, главное, проверить, насколько эффективны эти задания на практике.Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, что становится очень важным в рамках ФГОС.
На уроках математики в начальных классах формируются следующие коммуникативные умения: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
В курсе математики можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.
Ко второму направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе.
При этом важны формы работы:
- организация взаимной проверки заданий,
- взаимные задания групп,
- обсуждение участниками способов своего действия,
- учебные игры, соревнования,
- работа в группах.
С 1 класса широко используется работа в парах, со 2 класса - в группах сменного состава. Чтобы школьник научился работать не только в индивидуальном, но и групповом, коллективном режиме необходима организация рефлексии по окончанию работы в группах. При этом рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться как в индивидуальной, так и групповой форме.
В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике, используются игровые ситуации, выполняя которые, дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги.
За время работы собраны материалы по формированию коммуникативных умений в 1- 4 классах. Они использовались на разных уроках и показали свою эффективность.
К результативности данного опыта можно отнести:
• Рост положительной мотивации на уроках математики;
• Повышение уровня коммуникативных умений у учащихся;
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• Рост качества знаний.