Повышения качества образования младших школьников
Котловская Светлана Валерьевна
Качество образования - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.Оно имеет свои составляющие:
- качество обученности школьников по образовательным областям;
- качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
- качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
- качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
- качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Учителя начальных классов нашей школы видят следующие пути улучшения качества обученности своих учеников:
- учитель в новой роли;
- отличие традиционного урока от современного;
- активное использование информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе;
- внеурочная деятельности;
- выполнение проектов;
- работа с родителями.
Рассмотрим более подробно каждое из направлений.
1. Учитель в новой роли:
а) мотивирует школьников к самостоятельному принятию решений;
б) корректирует их действия;
в) участвует в обсуждении;
г) ищет способы включить в работу каждого ученика.
2. Отличие традиционного урока от современного.
Как проходил урок раньше?
На учителя возлагалось множеству функций, его роль была ведущей:
- учитель формулирует и сообщает цели и задачи;
- сообщает, что должны сделать для достижения цели:
- руководит выполнением практических задач:
- контролирует практическую деятельность:
- оценивает работу уч-ся на уроке:
- выясняет, что запомнили учащиеся
- объявляет домашнее задание, чаще одно на всех.
Как проходит урок сейчас?
- Тему урока формулируют сами учащиеся;
-цели и задачи формулируются учащимися;
- способы достижения цели планируют учащиеся;
- практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода;
- контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля;
- учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно;
- оценка в виде самооценки и взаимооценивании;
- итог: рефлексия (осознание своей деятельности, само осмысление);
- учащиеся самостоятельно выбирают д/з из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей.
Основное требование к современному уроку не дать систему знаний, умений и навыков, а научить ребёнка учиться.
На уроках учителей начальной школы активные формы работы (парная, групповая, проектная, системно-деятельностная и др.) стали преобладать над пассивными (фронтальной, коллективной). Это можно было видеть на открытых уроках.
3. Информационно – коммуникативные технологии в учебном процессе.
Доминирующей технологией на уроках является использование ИКТ в учебном процессе.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Учителя начальной школы активно используют на уроках презентации, аудио-, видеозаписи, фрагменты фильмов о природе и окружающей жизни. Всё это развивает познавательный интерес. Благодаря этому дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Некоторые виды самостоятельных работы, тестов проводят, используя ИКТ.
С 18 по 23 января учащиеся 2-4 классов ученики впервые приняли участие в онлайн - метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания». Цель её - проверить сформированность познавательных УУД: умение подводить под понятия, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, работа с информацией.
Олимпиада представляла из себя тест, состоящий из четырёх заданий, каждое их которых имело четыре подзадания: одинаковых по цели, но построенных на разном предметном содержании (соответствуют следующим предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир):
- 1 задание нацелено на проверку умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- 2 задание нацелено на проверку умения объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- 3 задание нацелено на проверку умения подводить под понятия;
- 4 задание нацелено на проверку умения работать с информацией.
По окончанию тестирования дети сразу знакомились с результатами: верно или неверно выполнено то или иное задание и с общей суммой баллов, набранных в ходе тестирования.
Самым слабым звеном для наших учеников оказалась - работа с информацией.
Самой выигрышной была работа по использованию умения объединять предметы и явления в группы по определенным признакам. Особенно это удалось ученикам тех учителей, которые на своих уроках используют учебные диски и рекомендовали их родителям для отработки полученных на уроке знаний.
4. Внеурочная деятельность.
В основном у учителей начальной школы по 2 часа внеурочной деятельности: 1 час – общеинтеллектуальное направление, 2-ой час – социальное или нравственно - духовное. Многие делят учеников своего класса на подгруппы: сильные и слабые. Занятия стараются строить, опираясь на способности конкретных учеников. С сильными учениками выполняют задания повышенной сложности, выходящие за рамки учебного материала. Эти дети с удовольствие участвуют в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, занимают призовые места. Это, конечно, не очное участие в какой- либо олимпиаде, но дети пробуют свои силы, возможности, узнают новое и т. д. Проблема в том, что для детей начальной школы проводится очень мало очных олимпиад по предметам в районе. Да и всё они, в основном, для учащихся 4-х классов.
Со второй группой – более слабыми обучающимися, учителя на внеурочных занятиях отрабатывают учебный материал, закрепляют его.
5. Выполнение проектов.
Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.
Первые проекты мы с детьми начинаем выполнять по таким предметам, как литературное чтение, окружающий мир, технология. Как правило, проект – это завершение работы, над какой – либо темой. Проекты дети могут выполнять в парах, объединяясь группами или самостоятельно. Конечный продукт – это может быть созданная презентация, книжка - самоделка, газета и т. д.
В проектной деятельности, при создании материалов к урокам, повышается наглядность предъявляемого материала, расширяются рамки урока за счёт использования всего богатства электронной среды.
6. Работа с родителями.
Существуют различные формы работы с родителями. Это:
- индивидуальные (посещение на дому, приглашение в школу, индивидуальные консультации, переписки …);
- групповые (родительский лекторий, тематические консультации, классные детские мероприятия…);
- коллективные (классные и общешкольные родительские собрания, концерты, выставки детских работ…).
Наши учителя используют все формы работы с родителями, чтобы наладить тесный контакт между семьёй и школой, так как понимаем, что успех обучения – это сотрудничество школы и семьи в учебном и воспитательном процессе.
«Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. » Барбюс А.
Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.