Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика организации работы в парах и группах в начальных классах

Липаткина Елена Александровна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 116
Приморского района Санкт-Петербурга
Наша задача научить детей работать в диалоге, включить ребенка в совместную деятельность, научить взаимодействовать, сотрудничать. Этому и способствует организация на уроках и во внеурочной деятельности работы в группах и парах.
Цели данной работы:
- развитие коммуникативных умений – слушать и слышать, умение договориться, чтобы что-то сделать сообща, уметь донести свою позицию до других;
- развитие мыслительных операций – синтез, анализ, обобщение, умение выбрать главное, классифицировать;
- дать возможность каждому ребенку, даже самому слабому, внести свою лепту, ощутить свою значимость;
-  умение работать в команде, распределить роли.
При групповых формах работы значительно возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны товарища. Причем помогающий получает не меньшую пользу, т. к. активизирует знания. В ходе работы выявляется неформальный лидер.
Главными особенностями организации работы в группах являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы, а если нужно с помощью учителя;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться возможности каждого, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Существуют определенные правила работы в группе, есть различные памятки, но лучше, чтобы ребята сами их составили, опираясь на свой опыт. Пример такой памятки:
Полезные привычки при работе в группе
  1. Спокойно собираться в группы.
  2. Не покидать группу.
  3. Говорить спокойным тоном.
  4. Соблюдать очередность высказывания.
  5.  Обращаться по имени.
  6. Не размахивать руками.
  7. Глядеть на говорящего.
  8. Не обзываться.
  9. Следить за временем.
  10. Просить, если нужно, о помощи.
  11. Задавать вопросы.
  12. Описывать свои чувства и чувства одноклассников.
Желаем удачи!
После работы ребята обсуждают, что получилось, что не получилось и почему, как надо работать, чтобы достичь лучшего результата, чтобы ощутить радость от работы.
Легче начинать работу с организации взаимодействия в парах: открытие нового знания, взаимопроверка, взаимодиктант  (словарные слова, слова на изученное правило, устный счет на изученный вычислительный прием; м.б. подготовлен дома, тогда это дифференцированное домашнее задание.):
- найди ошибки в предложенном задании, исправь, объясни их соседу;
- проговорите друг другу правило, приведи свои примеры;
- из рассыпанных слов составьте предложение, поставь недостающие знаки препинания и т.д.
Примеры работы в группах.
l. Самостоятельное добывание знаний.
Русский язык. Тема: Орфограммы в корне слова.
Мы знаем, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. Каждой группе дается ряд однокоренных слов с определенной орфограммой (среди которых могут быть и проверочные). Задание: понаблюдайте, что общего, как  проверить, сделайте выводы, приведите свои примеры, предложите свою графическую запись-опору. Каждая группа представляет свои результаты наблюдений. Делается общий вывод. Рассматриваются все предложенные опоры, выбирается лучшая. Аналогичная работа может проводиться и на уроках математики, например по выведению нового вычислительного приема.
Работа с текстом. Может проводиться на уроках ОМ, литературного чтения.
Каждой группе дается текст на определенную тему (это могут части одного текста). Задание: прочитать, выделить главное, приготовиться рассказать, что узнали, изобразить  в опорной схеме или рисунке. На выполнение задания отводится определенное время. После выполнения задания каждая группа выступает поочередно. Другие внимательно слушают, готовятся задавать вопросы. Итог: что узнали нового?
ll. Уроки обобщения изученного.
Русский язык.  Имя прилагательное.
Каждой группе дается стихотворение с пропущенными им.прилагательными.
Например: Дымкой ____________   __________ тумана
                   Улиц даль окутана слегка.
                    В бирюзе __________ экрана
                    Ватой __________ клубятся облака.
                    Брызжет солнце _____________ каскадом
                     На дома, на улицы, сады.
                     Утро ___________ встает над Ленинградом
                       _____________, __________ красоты.  
Задание: вставьте пропущенные им.прилагательные, не забудьте о грамотном написании падежных окончаний. Каждая группа читает получившееся стихотворение, проверяются окончания. Выбирается лучшее, объясняется почему выбран именно данный вариант. Сравнение с авторским текстом. Почему именно такие слова подобрал автор?
Хорошая работа по обобщению – подготовить для другой пары или группы вопросы по изученному материалу, составить диктант, проверочную работу, устный счет и т.д. Это помогает детям активизировать свои знания, обобщить их, лучше усвоить, научиться применять на практике.
lll. Интегрированные уроки.
Литературное чтение – технология. Туве Янссон «Шляпа волшебника» - работа с пластилином, лепка.
Работа в тетради на печатной основе – описание и характеристика героев. Лепка – иллюстрация выбранного эпизода. Итог: презентация работы, пересказ изображенного эпизода, выставка работ.
ОМ – ИЗО (технология). Аппликация или рисование сигнальных карточек, условных обозначений и т.п.
Очень важны по окончании работы самооценка и самоконтроль. Дети ответят себе на вопросы:
Что у нас получилось?
Что у нас не получилось?
Что нам нужно сделать, чтобы стало лучше и все получилось?
Чему можем порадоваться?

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»