Методика организации работы в парах и группах в начальных классах
Липаткина Елена Александровна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 116
Приморского района Санкт-Петербурга
Наша задача научить детей работать в диалоге, включить ребенка в совместную деятельность, научить взаимодействовать, сотрудничать. Этому и способствует организация на уроках и во внеурочной деятельности работы в группах и парах.(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 116
Приморского района Санкт-Петербурга
Цели данной работы:
- развитие коммуникативных умений – слушать и слышать, умение договориться, чтобы что-то сделать сообща, уметь донести свою позицию до других;
- развитие мыслительных операций – синтез, анализ, обобщение, умение выбрать главное, классифицировать;
- дать возможность каждому ребенку, даже самому слабому, внести свою лепту, ощутить свою значимость;
- умение работать в команде, распределить роли.
При групповых формах работы значительно возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны товарища. Причем помогающий получает не меньшую пользу, т. к. активизирует знания. В ходе работы выявляется неформальный лидер.
Главными особенностями организации работы в группах являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы, а если нужно с помощью учителя;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться возможности каждого, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Существуют определенные правила работы в группе, есть различные памятки, но лучше, чтобы ребята сами их составили, опираясь на свой опыт. Пример такой памятки:
Полезные привычки при работе в группе
- Спокойно собираться в группы.
- Не покидать группу.
- Говорить спокойным тоном.
- Соблюдать очередность высказывания.
- Обращаться по имени.
- Не размахивать руками.
- Глядеть на говорящего.
- Не обзываться.
- Следить за временем.
- Просить, если нужно, о помощи.
- Задавать вопросы.
- Описывать свои чувства и чувства одноклассников.
После работы ребята обсуждают, что получилось, что не получилось и почему, как надо работать, чтобы достичь лучшего результата, чтобы ощутить радость от работы.
Легче начинать работу с организации взаимодействия в парах: открытие нового знания, взаимопроверка, взаимодиктант (словарные слова, слова на изученное правило, устный счет на изученный вычислительный прием; м.б. подготовлен дома, тогда это дифференцированное домашнее задание.):
- найди ошибки в предложенном задании, исправь, объясни их соседу;
- проговорите друг другу правило, приведи свои примеры;
- из рассыпанных слов составьте предложение, поставь недостающие знаки препинания и т.д.
Примеры работы в группах.
l. Самостоятельное добывание знаний.
Русский язык. Тема: Орфограммы в корне слова.
Мы знаем, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. Каждой группе дается ряд однокоренных слов с определенной орфограммой (среди которых могут быть и проверочные). Задание: понаблюдайте, что общего, как проверить, сделайте выводы, приведите свои примеры, предложите свою графическую запись-опору. Каждая группа представляет свои результаты наблюдений. Делается общий вывод. Рассматриваются все предложенные опоры, выбирается лучшая. Аналогичная работа может проводиться и на уроках математики, например по выведению нового вычислительного приема.
Работа с текстом. Может проводиться на уроках ОМ, литературного чтения.
Каждой группе дается текст на определенную тему (это могут части одного текста). Задание: прочитать, выделить главное, приготовиться рассказать, что узнали, изобразить в опорной схеме или рисунке. На выполнение задания отводится определенное время. После выполнения задания каждая группа выступает поочередно. Другие внимательно слушают, готовятся задавать вопросы. Итог: что узнали нового?
ll. Уроки обобщения изученного.
Русский язык. Имя прилагательное.
Каждой группе дается стихотворение с пропущенными им.прилагательными.
Например: Дымкой ____________ __________ тумана
Улиц даль окутана слегка.
В бирюзе __________ экрана
Ватой __________ клубятся облака.
Брызжет солнце _____________ каскадом
На дома, на улицы, сады.
Утро ___________ встает над Ленинградом
_____________, __________ красоты.
Задание: вставьте пропущенные им.прилагательные, не забудьте о грамотном написании падежных окончаний. Каждая группа читает получившееся стихотворение, проверяются окончания. Выбирается лучшее, объясняется почему выбран именно данный вариант. Сравнение с авторским текстом. Почему именно такие слова подобрал автор?
Хорошая работа по обобщению – подготовить для другой пары или группы вопросы по изученному материалу, составить диктант, проверочную работу, устный счет и т.д. Это помогает детям активизировать свои знания, обобщить их, лучше усвоить, научиться применять на практике.
lll. Интегрированные уроки.
Литературное чтение – технология. Туве Янссон «Шляпа волшебника» - работа с пластилином, лепка.
Работа в тетради на печатной основе – описание и характеристика героев. Лепка – иллюстрация выбранного эпизода. Итог: презентация работы, пересказ изображенного эпизода, выставка работ.
ОМ – ИЗО (технология). Аппликация или рисование сигнальных карточек, условных обозначений и т.п.
Очень важны по окончании работы самооценка и самоконтроль. Дети ответят себе на вопросы:
Что у нас получилось?
Что у нас не получилось?
Что нам нужно сделать, чтобы стало лучше и все получилось?
Чему можем порадоваться?