Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метапредметные нaвыки - требование ФГОС

Белянкина Надежда Николаевна
В условиях изменений, происходящих в различных сферах общественной жизни, динамичного развития технологий, требования к обучению детей в школе изменились. На первый план выходят такие знания, умения и навыки, которые позволят ребенку быстро приспосабливаться к изменениям в жизни, овладевать новыми знаниями в течение всей жизни самостоятельно, искать новые подходы к решению задач, стоящих перед ним, действовать в нестандартной ситуации рационально. Сейчас принято говорить, что мы (учителя) формируем метапредметные компетенции учащихся. Термин компетенции (или компетентности) не новый. Пришел к нам с внедрением в практику работы по ФГОС второго поколения. Метапредметные компетенции, или межпредметные знания, умения и навыки (как это принято было называть в прошлом веке) должны освоить все обучающиеся не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметные компетенции необходимы для решения, как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
Безусловно, работая на уроках под руководством разных учителей с разным мышлением, с разными подходами или системами преподавания, которые предъявляют к детям различные требования, несмотря на единство нормативной базы и регулирующих образовательную деятельность учителя школьных локальных актов, выполняя работу дома, с помощью (или без помощи) интернет-ресурсов, учебной и справочной литературы, организационной или информационной помощи взрослых, ребенок рано или поздно выработает свои подходы к решению различных задач. Но для успешного обучения не все методы работы одинаково хороши. Поэтому работа по формированию метапредметных компетентностей должна быть хорошо продумана, соответствовать возрастным возможностям овладения детьми, быть актуальной для каждого ребенка,  вызывать у него интерес.
Придя в школу, ребенок уже имеет достаточно много  и знаний, и опыта учебной деятельности, а также у большинства детей есть большое желание учиться, что тоже очень важно. Обучение, как правило, в начальной школе осуществляет один учитель - классный руководитель и два-три учителя предметника. К пятому классу, когда каждый предмет ведет отдельный учитель, уже должны быть сформированы все основные метапредметные компетенции. Говоря проще, ребенок должен уметь учиться, добывать знания, применять их на практике.
Легко сказать, но трудно сделать так, чтобы человек выбирал быстро и точно именно нужные знания, способы выполнения работы, оценивая его рациональность, оценивал риски и т.д. и т.п. Но именно этого и требует от нас ФГОС. Легко решить сложную проблему, разделив ее на маленькие отдельные задачи. Таким образом, на уроках в начальной школе кирпичик за кирпичиком будет складываться, и будет построен надежный фундамент для дальнейшего обучения.  
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Именно поэтому еще на этапе планирования уроков одной из первейших задач должна стать задача формирования компетенций учащихся. Учителю необходимо четко представлять, чему надо научить детей, видеть возможность формировать каждую компетенцию на разном предметном содержании, а также стараться рассмотреть разные  проблемы (задачи) с разных сторон, формировать гибкость ума.
К сожалению, многие педагоги, с которыми приходится обсуждать данную тему, сами плохо понимают важность проблемы, что мешает вести работу в системе. Но, профессия учителя такова, что одного и того же прекрасного результата можно достичь работая по-разному. И малоопытный, и учитель-мастер могут добиться одинаково результата. Опытный учитель, умеющий сложное объяснить простыми словами, или выпускница педагогического колледжа, применяя современные технологии в обучении, и даже учитель, у которого родители учащихся по тем или иным причинам вовлечены в процесс обучения ребенка, стараются (или вынуждены) активно помогать в обучении своим детям, могут получить одинаковый результат в обучении школьников. «Отсутствие системы - тоже система», -  шутят учителя. Но в каждой шутке есть и доля правды.
Может тогда стоит действовать по наитию? Использовать педагогическое чутье? Нет. Это тоже не верно. Эксперимент как метод, конечно, используется в педагогике, но он применяется редко и ему предшествует большая подготовительная работа. Большинство хороших школьных учителей – не экспериментаторы, а практики, применяющие разумную систему в своей работе, учитывающие индивидуальные особенности детей. Очень важно иметь правильный подход к учащимся, к каждому учащемуся, чтобы дети тянулись к учителю и к знаниям. Здесь уже идет вопрос о профессиональной компетентности учителя. Учитель не может научить ребенка тому, что не умеет делать сам. Поэтому учителю так важно знать и применять компетентностный подход в обучении.
Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.  
Умение плaнировать и осуществлять свою деятельность:
  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе:
  • организовывaть совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно нaходить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
  • использовaть различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
  • полноценное влaдение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи. 
Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.
Метaпредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Метапредметные компетенции формируются в ходе овладения  универсальными учебными действиями, которые делaют любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:
  • стратегические;
  • исследовательские;
  • проектировочные;
  • сценирующие;
  • моделирующие;
  • конструирующие;
  • прогнозирующие.
Уже в нaчальной школе, можно использовать иногда интегрированные уроки, которые  дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взaимопомощи, о существовании многообразного мира. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессионaльной деятельности и повседневной жизни. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися. 
Большое пространство для творчества учителя и учащихся предлагает внеурочная деятельность. Здесь как нигде еще применимы личностно–ориентированные технологии обучения. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Универсальный харaктер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Метaпредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»